Акцентуация характера – психологический смысл понятия. Характер как ответ личности на фрустрации

В связи с этим необходимо уточнить ряд понятий, важных для изложения дальнейшего материала. Каждый человек время от времени испытывает состояние тревожности. Тревожность – это склонность переживать реальные и мнимые опасности. Если опасность реальна, тревожность помогает мобилизоваться и сконцентрировать усилия, выполняя адаптирующую задачу. Если же человек оказывается в этом состоянии чаще, чем того требуют объективные обстоятельства, психика истощается, а продуктивность падает. Тревожность в этом случае переживается как внутреннее беспокойство, озабоченность, чувство необходимости каких-то поисков, горячка, взбудораженность, переходящая в возбуждение, часто имеющее непродуктивный и демобилизующий характер. Поэтому, придерживаясь не совсем верной, но исторически сложившейся формы описания здоровой личности через патологию, мы можем сказать, что характер – это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности (фрустрация – это отсутствие возможности удовлетворить потребность).

Однако известно, что трудность ситуации – явление субъективное; поэтому одним людям трудно знакомиться (это бывает у астенических личностей), другим – расставаться (их называют застревающими), одним труден монотонный труд, другим – необходимость действовать в экстремальных ситуациях. Остальные же задачи выполняются легко, и в целом жизненный путь человека вполне продуктивен.

Если характер видоизменяется и какая-то черта оказывается в нем чрезмерно выраженной, то человек приобретает особую чувствительность к некоторым сторонам действительности; в этом случае говорят о наличии у него акцентуации характера. Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимостъ в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (А.Е.Личко). Выделяют явные акцентуации – крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы.

К.Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление скорее перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны. В этом состоит особенность подхода, но, конечно, его ни в коей мере недостаточно для того, чтобы пытаться поставить медицинский диагноз. Сам К.Леонгард, введя новое понятие, вначале выделял 4 акцентуации характера и 6 акцентуаций темперамента. В соответствии с пониманием К.Леонгарда ниже мы пометим эти акцентуации буквами X или Т.

Сейчас, особенно в рамках отечественных подходов, это разделение имеет скорее историческую ценность: как мы уже не раз подчеркивали, само понятие «избирательность» неприменимо к категории темперамента как тотального формально-динамического качества. Вот эти типы.

Демонстративный (истероидный) (X) тип отмечается, когда человек больше всего стремится быть в центре внимания, при этом забывая и о том, что он делает, и о том, как он это делает. Для демонстративного типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимость от социального окружения, внушаемость.

Педантичный (сверхпунктуалъный) (X) тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.

Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому, а наиболее выраженная его черта – это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.

Возбудимый (неуправляемый, эпилептоидный) (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раздражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.

Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок – будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными достижениями.

Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд никто не любит).

Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.

Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный психоз.

Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.

И, наконец, аффективно-экзальтированный (Т) тип – включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.

Признаки, которые мы перечислили, присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезными – так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии шизоидная акцентуация способствует творческому мышлению и продуцированию оригинальных решений, параноидная – целенаправленности поведения.

Очевидно, что данная типология не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к составлению научной классификации. К.Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.

В отечественной психологии подход К.Леонгарда развивается известным исследователем из С.-Петербурга А.Е.Личко, который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К.Леонгардом. Чаще всего классификацию К.Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще не устоялся.

И, наконец, С.Хатуэй и Дж.Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину). Во-первых, они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики). Во-вторых, психопатии относительно стабильны во времени дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются случаи самоизлечения – так называемая спонтанная ремиссия). В-третьих, психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т.е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чувство вины). Поэтому иногда говорят, что психопат – это человек, с которым трудно другим, а невротик – человек, которому трудно с самим собой. Неудивительно, что клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей.

Придерживаясь классификации Ф.Б.Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности можно выделить три невротических расстройства. 1. Депрессия (выраженная тревога, страх, снижение уровня побуждений, ощущение неотвратимости катастрофы, шала № 2 опросника). 2. Ипохондрия (соматизация тревоги, беспокойство за состояние здоровья, шкала № 1 опросника). 3. Истерия (вытеснение факторов тревоги, эмансипация от фактов, шкала № 3 опросника).

Психотические расстройства составляют следующую группу. 1. Асоциальная психопатия (реализация напряженности в непосредственном поведении, шкала № 4). 2. Паранойяльный синдром (ригидность аффекта, «раскачивание» ситуации, застревание, навязчивость, бред, шкала № 6). 3. Тревожно-фобический синдром, психастения (фиксация тревоги, ограничительное поведение, шкала № 7). 4. Шизоидный синдром (аутизация тревоги, отчуждение, увеличение «психической дистанции», шкала № 8).

Сопоставление акцентуаций характера

п/п

С.Хатуэй, Дж.Маккинли (MMPI)

К.Леонгард

(опросник Х.Смишека)

А.Е.Личко

(опросник ПДО)

  1.  

(1) Ипохондрия

Астено-невротический

  1.  

(2) Депрессия

Дистимический

  1.  

(3) Истерия

Демонстративный

Истероидный

  1.  

(4) Психопатия

Неустойчивый

  1.  

(5) Женственность

  1.  

(6) Паранойяльность

Застревающий

  1.  

(7) Психастения

Педантичный

Психастенический

  1.  

(8) Шизоидность

Шизоидный

  1.  

(9) Гипомания

Гипертимический

Гипертимный

  1.  

(10) Интроверсия

  1.  

Возбудимый

Эпилептоидный

  1.  

Тревожно-боязливый

Сензитивный

  1.  

Циклотимический

Циклоидный

  1.  

Аффективно-экзальтированный

Лабильный истероид

  1.  

Эмотивный

Лабильный

  1.  

Конформный

Итого

10

10

12

Формирование характера

Характер – явление динамическое, он по-разному может проявлять себя, особенно у подростков. Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которые бывают нескольких видов. Виды аффективных реакций. 1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений). 2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее). 3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации). 4. Демонстративные (аффект разряжается в "спектакль").

Во-вторых, это преходящие психопатоподобные нарушения поведения. Виды преходящих нарушений поведения. 1. Делинквентность (мелкие правонарушения). 2. Токсикоманическое поведение. 3. Побеги из дома и бродяжничество. 4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм).

Наконец, в-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни.

А.Е.Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной фор мы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания (например, превращение гипертима в циклоида).

Поскольку характер (с его акцентуациями) завершает свое оформление к подростковому возрасту, то основным фактором его развития является семейное воспитание. Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий установили связь между некоторыми искажениями стиля родительского воспитания и теми акцентуациями (и другими искажениями поведения и личности), которые с высокой вероятностью появляются.

Так, в случае потворствующей гиперпротекции (когда высок контроль и нет запретов) часто развивается истероидность или гипертимность, а при доминирующей гиперпротекции (когда при высоком контроле чрезмерно много запретов) у психастеников, сензитивов и астено-невротиков усиливаются астенические черты, а гипертимы проявляют стремление эмансипироваться от родителей (например, побеги из дому). В случае эмоционального отвержения со стороны родителей формируется эпилептоидная акцентуация; а на фоне изначальной эмоционально-лабильной, сензитивной или астено-невротической акцентуации усиливается декомпенсация, приводя к появлению устойчивых невротических расстройств. Повышенная моральная ответственность (при которой высокие требования к подростку сочетаются с пониженным вниманием к нему) приводит к появлению психастенической акцентуации. А стиль безнадзорности (когда ослаблены и контроль, и запреты, и требования, и удовлетворение потребностей детей родителями) приводит либо к появлению гипертимной акцентуации, либо у детей более слабого психического склада неустойчивой или конформной акцентуации.

Сформировавшись более или менее окончательно, акцентуация не заканчивает на этом свое развитие. Пока живет личность, могут изменяться и акцентуации. П.Б.Ганнушкин отмечал, что до 25-30 лет даже психопатические натуры могут измениться в сторону большей психической устойчивости, а некоторые люди, оказавшись в благоприятных условиях, могут вести нормальную трудовую жизнь, не вызывая у окружающих никаких подозрений в их психическом нездоровье.

Понятно, что каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. Большинство (почти половина людей) относится к типам смешанным, среди которых можно выделить две основные разновидности: промежуточные (обусловленные эндогенными факторами, как, например, лабильно-циклоидный, конформно-гипертимньй) и амальгамные (формирующиеся как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого, как, например, гипертимно-неустойчивый, конформно-неустойчивый). И возникает закономерный вопрос: а существуют ли в природе люди с нормальным характером? Очерчивая какой-либо характер, психологи сосредоточиваются на каком-либо одном наиболее выразительном аспекте, тем самым подчеркивая смещение психического равновесия. «Но если даже допустить, что действительно встречаются люди, у которых чувства, мысли и действия находятся в полном равновесии, то не есть ли это уничтожение всякого характера, всякого индивидуального оттенка?» – писал Рибо. Таким образом, «бесхарактерный» человек является теоретическим домыслом, а выдающиеся психиатры, подобно П.Б.Ганнушкину, считают невозможным существование человека без акцентуаций.

Исследования вклада среды и наследственности в формирование характера, проведенные при помощи опросника MMPI и его модификаций, показали отсутствие психогенетических влияний на формирование как отдельных акцентуаций, так и профиля показателей в целом; исключение составляет лишь шкала социальной интроверсии. Причем наиболее связанной с генотипом оказалась группа признаков, определяющих поведение в ситуации общения («Меня пугает даже сама мысль о публичном выступлении»).