Методы диагностики типов личности

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. «Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей».

Существует известный психологический тест под названием "Кто я?". От человека требуется за пять минут написать на листочке бумаги как можно больше характеристик, дающих ответ на вопрос "кто я?". Эти характеристики представляют собой интереснейший материал для анализа того, что видит человек в самом себе (изнутри) и каким он видит себя (извне). Отталкиваясь от этих самоописаний, чрезвычайно удобно рассматривать "из чего состоит" личность.

Довольно часто встречаются предельно общие характеристики: кто я? - "человек", "личность". Нет сомнения в том, что человечество принципиально едино и люди едины, то есть всех их связывает между собой общая человеческая сущность, человеческая природа, принадлежность человечеству, и это более существенно, чем то, что их различает, разъединяет. Любой человек может сказать другому человеку знаменитую киплинговскую фразу: "Мы с тобой одной крови - ты и я".

Встречаются и, наоборот, характеристики сугубо индивидуальные. В анализ такого рода характеристик не следует вдаваться: написать на любого человека подробную характеристику, включающую множество его индивидуальных черточек очень легко, а систематизировать эти черточки гораздо труднее.

Прежде всего, следует сосредоточиться на том, что объединяет людей между собой и что их одновременно различает, то есть на каких-то общих характеристиках, которые присущи не всем, но более чем одному человеку.

Из такого рода характеристик прежде всего следует назвать типологические "ярлыки". Клеить на себя и на других ярлыки - это один из самых любимых способов познания личности. В самоописаниях это один из любимых способов ответа на вопрос "кто я?", а в обыденной жизни - на вопрос "кто ты такой?". Когда мы описываем себя и других с помощью таких ярлыков, мы относим себя и других к каким-то типам.

С типологиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Например, нозологический подход в психиатрии относит людей с теми или иными признаками психических аномалий к типам невротиков, психопатов, шизофреников и т. д. Астрология описывает "львов" и "близнецов".

Еще один вариант типологий характерен сейчас для нашей общественной и политической жизни: "левые" и "правые", "радикалы" и "консерваторы", "экстремисты" и "прагматики" и т. д. Наконец, надо вспомнить господствовавшую в педагогической и психолого-педагогической литературе, особенно в 60-70-х гг., но бытующую кое-где и по сей день типологию школьников, студентов по "направленности" их личности. Она различает "индивидуалистов" и "коллективистов"; иногда еще выделяется дополнительно "деловой" тип направленности.

Привлекательно типологическое мышление, в первую очередь, универсальностью. Наклеивание "ярлыков" срабатывает всегда. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под какой-то тип. Более того, одного человека можно подвести под неограниченное количество типов.

Это путь наименьшего сопротивления при познании личности, так как, по сути, отнесение человека к какому-то определенному типу избавляет нас от необходимости познавать его дальше. Если определять человека как хулигана или вундеркинда, уже нет необходимости проникать в него глубже и познавать, чем один хулиган отличается от другого. Если мы двух людей назвали хулиганами, то различия между ними нас уже мало интересуют. И дальше, действуя как-то по отношению к этим людям, уже ориентируются не на самого человека, а на тот типологический ярлык, который мы ему дали.

Типологизация останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает нам знание не о самой личности, а о соответствии ее нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.

«Подводя человека под определенный тип, мы делаем его равным самому себе. Изменение невозможно. Непонятно, как хулиган может стать не хулиганом, экстремист - не экстремистом, а невротик - здоровым. Тем самым мы консервируем человека, помещаем его в заранее определенную ячейку. Замечательно выразился по этому поводу Борис Пастернак: "Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им".

Типологические обозначения почти всегда категоричны. Человек оказывается либо хулиганом, либо не хулиганом, либо левым, либо правым, либо коллективистом, либо индивидуалистом. В рамках типологического подхода промежуточные стадии и градации невозможны - нельзя быть немножко хулиганом или слегка правым. Или все или ничего.

Не всем, но большинству типологических характеристик присуща или положительная или отрицательная оценка. Отличительная особенность психологического подхода к личности, в отличие, например, от традиционного педагогического, заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оцениваются одинаково. Речь идет о том, что оценка формируется уже после восприятия человека, сначала воспринимается объективно человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка.

Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимости сформировать некоторые идеальные типы, качества, и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть человека самого по себе. «Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок традиционному педагогическому подходу. Нет нужды добавлять, что сегодня немалую силу приобрела творческая струя в педагогике, смыкающаяся с психологическим подходом, однако традиционная педагогика еще отнюдь не в прошлом» Собкин В.С.

Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип основывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется и раздувается до таких размеров, чтобы охарактеризовать человека в целом. По сути, тип всегда на этом строится, то есть одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы там, где границ нет. И любая типология определяется задачами, которые мы ставим. Отнесение человека к определенному типу является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.

Итак, отнесение человека к определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т. д. Оно может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Например, в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставления склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль. В другой ситуации - возьмем ту же нозологию в психиатрии - тоже стоит практическая задача найти формы лечения, определить режим и т. д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью типология работает. И те политические ярлыки, которые я называл, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности не несут.

Если типологии и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий ближе к истинному познанию, - это путь познания личности в разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому-то одному общему обозначению.

Следующий вид характеристик, встречающихся в самоописаниях чаще всего, - это констатация тех или иных черт личности: "ворчливый", "добрый", "честный", "рассудительная", "целеустремленная", "злопамятная" и т. д. Описание личности на языке черт является самым распространенным в повседневной жизни. Это, пожалуй, наиболее привычный язык, который позволяет описывать себя и других выпукло и дифференцирование, который лишен категоричности и искусственности типологических ярлыков. Что такое черта? Мы говорим, что человек такой-то, если он проявляет определенную склонность устойчиво воспроизводить одни и те же особенности поведения. Если я себя (или другого) раз поймал на злопамятности, два поймал на злопамятности, три, я делаю вывод, что я (или соответственно он) злопамятный. Две основные характеристики черт - это их устойчивость (под чертами понимаются некоторые устойчивые личностные характеристики, которые во времени склонны относительно мало меняться) и обобщенность (то есть то, что проявляется не в одной какой-то ситуации, а в разных). При этом есть черты сугубо индивидуальные, которые мало у кого повторяются, а есть и такие, по которым можно сравнить большое количество людей.

Но если говорить о таких чертах личности, как обобщенность и устойчивость, встает вопрос: в каких пределах сохраняется это постоянство? Одна и та же черта проявляется в схожих ситуациях. Ситуация меняется; черта опять проявляется. Ситуация меняется сильнее, ситуация меняется еще сильнее... Вот пример, который приводит Г. Олпорт: "Исключительно методичный человек может стать неаккуратным и деморализованным, опаздывая на поезд, человек, правдивый до щепетильности, может солгать, если на карту поставлена его жизнь, более того, человек, обычно вежливый и рассудительный, может в силу специфических имеющихся у него предрассудков грубить евреям, рыжим или таксистам" .

«Возьмем еще один пример из нашей жизни: классический образ подхалима, человека, идеально приспособившегося к существованию в административном аппарате, в его несколько уже устаревшем варианте. Каковы его характерные черты? Грубость - однако лишь по отношению к подчиненным. Вежливость и предупредительность - но только с начальством. Преданность - вышестоящим, коварство - с сослуживцами. Что это - грубость или вежливость, коварство или преданность? С точки зрения здравого смысла очевидно, что все эти проявления ничуть не противоречат друг другу. Тем самым оказывается, что или нам придется описывать каждую ситуацию и характерные для нее черты по отдельности (если он общается с начальством, то ему присуща черта вежливости, если общается не с начальством, то ему присуща черта грубости, если он опаздывает на поезд, ему присуща черта неаккуратности, а если нет, то наоборот) или придется двигаться от поверхности наблюдаемых черт к каким-то более глубинным структурам, которые могли бы объяснить разные внешние проявления в разных ситуациях» .

Вторая сложность, которая возникает при описании личности на языке черт, - это субъективность такого описания, его зависимость от критериев оценки. Если мы называем кого-то "добродетельным", подразумевается наличие какого-то определенного критерия, критерия добродетели, которым мы пользуемся, который мы прикладываем к этому человеку и оцениваем его по соответствию или несоответствию этому критерию. Однако универсальных критериев добродетели не существует, они у всех различны, как различно и то, какими причинами мы объясняем те или иные особенности своего или чужого поведения. Поэтому то, что один оценит как упрямство, другой назовет принципиальностью, а третий - твердолобостью. То, что один назовет гибкостью, другой назовет беспринципностью, а третий - свободой от предрассудков. Один назовет человека тревожным, другой - ответственным.

Наконец, третья сложность заключается в том, что описание человека на языке черт также не дает понимания возможностей изменения этого человека. Если он такой, то он такой. Непонятно, как человек, который был трусливым, вдруг стал смелым. Таким образом, здесь приходится сделать тот же вывод: если мы стремимся к серьезному, то есть непредубежденному познанию личности, то понятие черт нас также не устраивает.

2. Психологическое тестирование как метод психодиагностики черт личности

Психологическое тестирование -- это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов. Психологическое тестирование обычно используется для оптимизации обучения и воспитания, при отборе на работу, в психотерапии, психологическом консультировании, для психокоррекции и др.

Существует ряд профессий, предъявляющих особые требования к личности человека, его свойствам и поведению. В этих случаях психодиагностика является совершенно необходимой для профессионального отбора и подготовки человека к работе. Для этих целей существует много разновидностей тестов, которые можно подразделить на группы:

§ по предмету тестирования (интеллектуальные, личностные и межличностные),

§ по особенностям тестовых задач (практические, образные и вербальные),

§ по материалам, предъявляемым испытуемым (бланковые, компьютерные),

§ по объекту оценивания (процессуальные, достижений, состояний и свойств).

Личностные тесты. Личностные тесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки.

Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.

Тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, его эмоции, черты характера, мотивы, тревожность (шкала Спилбергера-Ханина), агрессивность и враждебность (опросник Басса-Дарки), мотив достижения успеха (тест мотивации достижений) -- это частные тесты, их еще часто называют мономерными.

Комплексные тесты (многомерные) -- это такие как, например, опросники Кеттелла, Шмишека, Стреляу, Айзенека.

Основная задача, стоящая перед разработчиками пакета психологического тестирования личности -- это получение сведений о свойствах личности человека путем изучения ответов на специально подобранные вопросы или задания.

При этом важно знать, какие цели преследует данное тестирование: тестирование просто исследует свойства личности человека, либо психодиагностирует его. В чем же разница?

Психодиагностическое тестирование обычно используется в оценочных целях и дает возможность получить точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств личности. Методы, не преследующие такую цель, являются чисто исследовательскими.

Так, например, опросник Кеттелла является психодиагностическим тестом, и дает возможность оценить отдельную черту личности в стандартных баллах.

Исследовательские методы тестирования зачастую наталкиваются на нежелание человека подвергаться подобному тестированию, и тогда тестирование интересующего свойства становится очень сложным и трудоемким, иногда человек не может давать адекватные ответы.

Для облегчения процесса тестирования, при создании системы тестирования обычно используют обнаруженные ранее (известные) корреляции между исследуемым свойством и ответами на специально подобранные (очень простые) вопросы или задания, определяют числовые характеристики данного свойства личности человека. В этом случае психологический тест как бы приобретает смысл модели личности.

«В психолого-педагогическом тестировании для получения достоверных результатов, которым можно доверять, чтобы на их основе делать правильные выводы, нужно использовать научно обоснованные психодиагностические методы, отвечающие требованиям валидности, надежности, однозначности и точности». При этом самые главные из перечисленных критериев -- это валидность и надежность. Неоднократно опробованные личностные тесты: Кеттелла, Шмишека, Стреляу, Айзенека, Спилбергера-Ханина, Басса-Дарки, мотивации достижений отвечают всем вышеприведенным требованиям.

Валидность этих тестов свидетельствует об их соответствии и пригодности для оценки психологических свойств личности испытуемого.

Надежность тестов характеризуется возможностью получения с их помощью устойчивых показателей, эта устойчивость зависит от измерительного инструмента, а вовсе не от испытуемого, или поведения психолога.

Однозначность тестов характеризуют изменения именно того свойства для тестирования, которого они предназначены.

Точность тестов определяет их способность точно реагировать на изменения оцениваемого свойства личности, происходящее в процессе тестирования.

На результаты психодиагностики свойств личности оказывает большое влияние поведение испытуемых, которое благодаря использованию компьютерного тестирования, несколько сглаживается, поскольку испытуемые испытывают меньшее беспокойство, "отвечая компьютеру", чем, находясь перед психологом.

Психолог в этом случае зачастую воспринимается испытуемым как некий экзаменатор, и это вызывает беспокойство у испытуемого, угрозу для своей личности, особенно у тревожных людей. Эти обстоятельства накладывают определенные обязательства на психолога, который должен успокоить испытуемого и привести его в нормальное состояние.

Большинство испытуемых компьютерное тестирование воспринимает как некую компьютерную игру, и с удовольствием отвечают на вопросы тестов.

В любом случае поведение психолога должно быть доброжелательным и уважительным к испытуемому для нормального проведения психологического тестирования, особенно тестирования свойств личности, в этот момент личность испытуемого не должна быть травмирована внешними воздействиями.

3. Метод диагностики личности Кеттелла

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чём именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на

§ психобиологические личности (У. Шелдон, США),

§ биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),

§ психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),

§психостатистические личности ("факторные" -- Р. Кеттелл, США, Д.Айзенек,).

«Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем».

Основой теста Кеттелла служит "теория личностных черт", при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.

Детский опросник Кеттелла CPQ. Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 -- 12 лет). Вопросы В тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку -- он проще и содержит меньшее количество вопросов.

В опроснике -- 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая из черт может быть как положительной, так и отрицательной, например: "уравновешенность-возбудимость". Опросник по детскому варианту теста Кеттелла содержит 120 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. Задаются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности ребенка, его жизненным установкам, его самооценке и другим качествам.

Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки -- стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1 -- 3 стены), средний (4 -- 7 стены) и высокий (8 -- 10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла.

Описывая разные личностные черты, согласно опроснику Кеттелла, представляют крайние полюса их развития (высокий и низкий), при этом даются соответствующие количественные и качественные оценки.

Опросник Кеттелла PF-16. 2Психологические проблемы взрослого человека в значительной мере отличаются от проблем ребенка. У детей раннего и даже более старшего возраста, включая подростков и юношей, фактически нет прошлого, которое нужно оценить и соотнести с настоящим и будущим, а будущее предстает перед ними пока в мечтах и фантазиях».

У взрослого человека есть прошлое, настоящее и будущее, тесно переплетающиеся между собой. Настоящее и будущее взрослого человека соотносится с прошлым, при этом делаются соответствующие выводы и принимаются решения, корректирующие или соизмеряющие прошлое с будущим.

У взрослого человека в самопознании своей личности возникают совсем другие проблемы -- его деловые качества, способности к личному и деловому общению. На первое место выходит создание материального благополучия и моральное удовлетворения своей жизнью.

Следовательно, метод психодиагностики взрослого человека должен быть личностно и социально ориентирован, при этом интеллектуальный потенциал должен развиваться в русле специальных способностей, требуемых для профессионального роста.

Большинству этих требований отвечает 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла -- наиболее известная методика объективного экспериментального подхода к психологическому исследованию личности, ее экспресс-диагностики. Это стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, поделенных на 16 групп -- шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Каждая из шкал оценивает отдельную черту личности в стандартных баллах.

Сумма баллов, полученных по каждой шкале, переводится в оценки по 10-балльной шкале. Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла. Крайние оценки -- 1 и 10 баллов -- на практике встречаются редко, им соответствуют экстремальные, акцентуированные черты личности.

Суждения, инструкция, процедура применения, способы получения, представление результатов и выводы -- неизменны и применяются во всех случаях тестирования. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства личности.

Поскольку взрослые люди не очень охотно участвуют в психологическом тестировании, важно, что компьютерный опросник свойств личности Кеттелла PF-16 занимает мало времени, около 35 минут и, кроме того, является фактически самотестированием.

Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности. Однако наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и к обществу. В зависимости от того, что побуждает человека -- мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания. Более того, oт направленности личности зависит не только комплекс характерных для данного человека качеств, но и внутреннее строение каждого присущего ему качества

Понимание личности как некоторой целостной структуры предъявляет определенные требования к ее изучению. Изучая личность, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности, от ее переживаний и поступков. Иначе говоря, из этого положения вытекает, что в психологическом исследовании личности необходимо постоянно иметь в виду то, какую функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью.