Составляющие предмета дифференциальной психологии

Обобщение различных теорий и концепций позволяет сделать вывод о существовании двух относительно независимых направлений, относящихся к изучению наиболее обобщенных характеристик психики человека, изучению личности. Одно направление выделяет роль «первичных», базальных, индивидных свойств в организации и развитии личности, а другое рассматривает эти свойства как рядоположные, в значительной мере даже зависимые от «верхних», социальных уровней организации личности. В первом случае исходят из единых для всех основ психического развития, во втором предполагают его исходную уникальность для каждого. Но существуют теоретические, экспериментальные и практические основания в контексте первого подхода для разделения всех людей на несколько изначальных психологических типов, а в контексте второго — для их объединения в определенные группы на основе учета каких-то самых общих, например математических, закономерностей. Поэтому в предметную область дифференциальной психологии естественным образом входят изучение и разработка психологических типологий, интерес к которым не ослабевает уже тысячелетия, и в связи с чем их существует великое множество. Среди этого множества можно выделить общие психологические типологии, построенные по общим психологическим свойствам личности (темпераменту, способностям, направленности и т. п.), и прикладные психологические типологии, разработанные в рамках отдельных отраслей психологии и в основном только ими используемые.

Когда в качестве центральной проблемы дифференциальной психологии выделяется проблема становления психологической неповторимости отдельного человека, оказывается уместным применение принципов системного подхода к исследованию индивидуальности человека, изучение «индивидуальных психологических различий как целостной системы свойств». В этом случае исходным моментом в изучении индивидуальности принято считать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого. Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С.Мерлин обозначил как интегральную индивидуальность — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Обобщая работы по дифференциальной психологии, А. В. Либин выделил следующие ее разделы (по уровню значимости): «(1) область индивидуальных различий; (2) область типологических различий; (3) область групповых различий». При этом под групповыми различиями понимается характеристика людей с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции. Соотнося эти положения и сделанные ссылки на другие получившие признание работы с предложенной выше классификацией методологических подходов дифференциальной психологии, можно сделать вывод об отсутствии между ними значимых противоречий.

Итак, предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные и групповые психологические различия людей. К специфическим методам дифференциальной психологии следует отнести метод выявления контрастных групп и методы дифференциальной психодиагностики. Наличие собственного предмета изучения и собственных специфических методов позволяет считать дифференциальную психологию отдельным разделом научной психологии.