Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души

План ответа:

  1. Краткая биографическая справка.

  2. Учение о соотношении души и тела

  3. Учение Аристотеля о способностях души

1)Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Македонии в семье потомственных медиков. Получил медицинское образование, учился у Платона, был наставником Александра Македонского, основал в Афинах школу Ликей (Лицей), которая просуществовала до Ш в. Преподавание строил по аналогии с платоновской системой, но делал акцент на естественно-научный подход. Труды: «Органон», «О душе», «Никомахова этика» и др. Трактат «О душе» - первое систематическое исследование по проблеме души, включающее обзор мнений о душе предшественников и их критический анализ.

2)На основе собственных наблюдений и умозаключений Аристотель выдвигает ряд оригинальных идей, связанных с соотношением души и тела.

Он подчеркивал, что «душой может обладать только естественное, а не искусственное тело». Душа — это жизнь, данная естественному телу. Жизнь питается, развивается, наконец, прекращается. Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью и обладающего органами». Сущность как форма – энтелехия. Душа как форма тела есть суть тела, причина и цель всех его действий – энтелехия. Энтелехия Как знание Как деятельность созерцания Душа – форма живого органического тела. Пример-аналогия: душа глаза – зрение; глаз, лишенный зрения, является глазом только по названию, как и нарисованный глаз. Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом. В душе причина всех проявлений живого тела: рост, дыхание, чувствование, мышление и пр. Типология (идея генезиса): Душа более высокого уровня развития обладает способностями души более низкого уровня развития. Растительной душой обладают все живые существа, растительной и животной душой обладают животные и человек, разумной душой обладает только человек. Растительная душа Способность расти (размножаться) и питаться Животная душа + способность ощущения, движения, стремления, памяти Разумная душа + способность размышления Разумная душа идеальна, отделима от тела, сущность ее божественна, после смерти тела она возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Душа и тело. Душа под воздействие внешней причины заставляет тело осуществлять какую-либо деятельность, в ней заложен источник активности живого тела. Тело и все органы находятся на службе у души. Душа неразрывно связана с телом. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Душа бестелесна, ее носителем является специальное органическое вещество – пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Сердце – орган души. Мозг служит для охлаждения крови до оптимальной температуры. Два начала единой души: - душа как энтелехия тела, уничтожающаяся при его разрушении. - душа как проявления божественной сущности, приходящей в тело и уходящей из него в момент смерти. Отмечал трудности познания души.

3)Души: Растительная – первая и самая общая способность души. Благодаря ей жизнь присуща всем живым существам. Функции: воспроизведение и питание. Познавательные , движущиеся, чувства и аффекты, общий склад души (характер). Учение о характере развил ученик Аристотеля Феофраст. Характер рассматривается как нечто целостное, но статическое и показывается только во внешних проявлениях, без психологического анализа. Характер может меняться в зависимости от возраста (юноша, зрелый человек и старик могут обладать разными характерами) и социального положения. Феофраст выделил 30 типов характера: ирония, лесть, угодливость и пр. Новизна во взглядах Аристотеля настроение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Дополнительно:

Аристотель. Учение о душе.

Соглашаясь с тем, что душа есть движущее начало, Аристотель подвергает сомнению убежденность философов в том, что это движущее само должно двигаться. Полагая, что в душе и в психике представлена особая субстанция, философы лишь удваивали мир объектов. Осознание реальности психических образов и переживаний всегда приводило к дуализму — поискам еще одной основы мира, взаимодействующей с материей вещей.

Аристотель подвергает критике идеи Демокрита и других философов, считавших, что душа состоит из особых элементов и способна к самостоятельному движению. Но он также критикует и представления Платона об идеях. Отмечая, что в платоновских идеях выражены лишь копии реальных предметов.

Философы и до Аристотеля понимали особенный характер человеческой души по сравнению с миром вещей, старались объяснить невидимость души, но не могли придумать для этого ничего кроме удвоения мира, вводя в него невидимую субстанцию. Характер подобных объяснений частично определялся и самой природой психики, отражающей и удваивающей мир в образах вещей.

Процессы движения и взаимодействия предметов представляют собой нелокальную, а потому и не замечаемую многими реальность. Эти процессы, видимы они или невидимы, всегда имеют свою форму и организацию. Они тоже составляют реальность мира - реальность взаимодействий, если ее представить как самостоятельную, тоже может быть воспринята как основание дуализма, как особая реальность, порождающая психику. Но эта реальность не живет как отдельный самостоятельный мир, дублирующий мир вещей, она не требует для себя особых «атомов» или особого занебесного пространства. Эта реальность есть лишь одна из сторон наблюдаемого мира, еще одно его измерение наряду с субстанциональностью вещей.

Понятие «душа» у Аристотеля, как и у других философов, не полностью совпадает по смыслу с тем, что мы называем словом «психика». Оно имеет более широкий смысл и соответствует, скорее, представлению о жизненной активности всякого живого организма: «Итак, отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни». Душа понимается философом как энтелехия — целостное формообразующее начало, естественная деятельность тела, определяющая принцип его существования и развития.

Аристотель выделяет несколько видов или частей души. Это, во-первых, растительная часть, определяющая процессы питания построения организмов. Она существует как у человека и животных, так и у растений.

Две другие части души — ощущающая и разумная — соответствуют современным представлениям о психике.

Аристотель находит естественные предпосылки и аналоги Души в изначальной организации мира. Он распространяет свое понимание энтелехии как естественной возможности или формообразующей деятельности тела на все предметы мира, отыскивая сущность этих предметов не в их материи, а в их движении и взаимодействии с другими вещами. Так, например, для топора его энтелехией является раскалывание, т.е. его функциональное взаимодействие с вещами, определяющее и его возникновение, и его существование, и его форму.

«Итак, сказано, — пишет Аристотель, — что такое душа вообще. А именно: она есть сущность, как форма (logos), а это — суть бытия такого-то тела, подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор. А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором и был бы таковым лишь по имени... Душа же есть суть бытия и форма (logos) не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя... Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же, как глаз из камня или нарисованный глаз. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу».

Аристотелевское представление о душе нелегко воспринимается современным европейским умом, склонным укладывать любые идеи в структурное ложе привычных эмпирических или научных понятий. Сделать это объективно сложно, а может быть, даже и невозможно, поскольку система научных представлений формировалась обычно на более примитивных философских взглядах, чем аристотелевские. Для восприятия аристотелевских представлений приходится расширять само исходное поле наших представлений о вещах, менять базовую картину мира.

Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.