Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные теории мотивации

План:

  1. Понятие мотивации.

  2. Основные направления в исследовании проблем мотивации

  3. Основные теории мотивации.

Понятие мотивации в психологии означает ярко выраженный интерес личности в реализации своих желаний. Это психологический процесс, который стимулирует человека к проявлению инициативы и побуждает его действовать. Сущность и понятие мотивации заключаются в совокупности различных процессов: физических, поведенческих, интеллектуальных и психических. Благодаря этим процессам определяется решительность человека в определенных ситуациях.

«Мотивация – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается…»

Л.С. Выготский

 

 

Основные направления в исследовании проблем мотивации

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходив к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, м. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

 

I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д. 

В
 пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней: 
1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);
 
2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);
 
3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);
 
4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);
 
5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности: 
1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);
 
2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);
 
3. Потребность роста (самореализация, творчество).
 
Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в
 обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на трех потребностях высших уровней: 
1. Потребность в причастности;
 
2. Потребность во власти;
 
3. Потребность в успехе.

IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников: 
1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;
 
2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.

 

Дополнительный материал к вопросу 19.

Понятие и виды мотивации

  1. Неустойчивая мотивация. Такой вид мотивации нуждается в постоянном дополнительном подкреплении.

  2. Устойчивая мотивация. Данный вид мотивации опирается на потребности и нужды человека.

  3. Отрицательная мотивация. В таком случае мотивация будет основана на негативных, отрицательных стимулах. В качестве примера можно привести известное крылатое выражение: «Назло маме отморожу уши».

  4. Положительная мотивация. Стимулы, соответственно, будут положительными. Например: «Буду хорошо учится в институте, получу красный диплом и стану отличным специалистом».

  5. Внутренняя мотивация. Она никак не связана с внешними обстоятельствами. Такой вид мотивации возникает спонтанно внутри самого человека. Допустим, у вас возникло резкое желание отправиться путешествовать на теплоходе. Внутренняя мотивация может стать следствием чьей-то внешней мотивации.

  6. Внешняя мотивация. Она рождается благодаря внешним обстоятельствам. К примеру, вы узнали, что ваша коллега уехала отдыхать во Францию. После этого у вас возникает мотивация накопить нужную сумму для того, чтобы тоже съездить туда и увидеть воочию Собор Парижской Богоматери.

Говоря о понятии мотивации, важно упомянуть также понятие мотива. Мотивом является конкретный предмет, который заставляет личность совершать определенные действия. Мотивом будет поставленная цель, благодаря которой определяется выбор поступков и действий человека.

Мотивация может обозначать систему факторов, такие как: потребности, мотивы, цели, намерения. А также может обозначать и характеристику процесса, который поддерживает и стимулирует деятельность.

Потребностью называется состояние нужды человека в определенных условиях. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, состояние нужды в том, что необходимо ему для нормального существования. Потребность активирует организм и поддерживает его активность, пока состояние нужды не будет удовлетворено. Количество потребностей зависит от того, на сколько высоко организован организм.

Второе понятие после потребности по своей мотивационной направленности - это цель. Цель - осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализованную потребность. Мотивы, потребности и цели - это главные составляющие мотивационной сферы человека.