Сущность, строение и место характера в структуре целостной индивидуальности. Факторы формирования характера. Подходы к его классификации

План ответа:

1)Понятие характера и его место в структуре целостной индивидуальности

2)Структура характера

3)Факторы формирования характера

4) Классификации характера

1) Проблемы характера в разное время в той или иной степени касались большинство исследователей в области психологии, среди них-Мясищев, Фрейд, Шелдон, Личко, Мэрфи, Лазурский, Зейгарник, Асмолов, Ананьев, кречмер,Викторов,Рубинштейн. В.Н. Мясищев дал следующее определение: Характер- устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Характер часто определяют как “каркас” личности. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.Существующая у человека система отношений к действительности проявляется в способе действий, а проявление человеком типичного способа действий в социально значимой ситуации, называется чертой характера, т.е. - привычки, стереотипы, отражающие стиль семьи, которые неосознанно перенимает ребенок с рождения. Характер призван обеспечить адаптацию личности в конкретной среде. Трудно разграничить проявления характера и личности, а еще сложнее - характер и темперамент. Б. Кречмер считал, что темперамент - это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов,а характер - это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружения и себебе.

А. Ковалев и В. Мясищев выделили такие подходы в исследовании характера и темперамента: их отождествления; антагонизм; трактовка темперамента как элемента характера; признание темперамента основной природой характера. Позиции, по которым темперамент является основой характера, придерживаются многие отечественные исследователи, в частности последователи теории индивидуальности. В ней утверждается, что темперамент и характер обусловливают друг друга. Характер формируют жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента - свойствах нервной системы и генетических программах. Однако темперамент описывает формальные (независимые от содержания деятельности) особенности поведения, а характер проявляется не во всем и не всегда.

2) В структуре характера выделяют следующие черты:

1.черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность.

2.черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность)

3.черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.)

4.черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие)

У любого человека можно определить не один десяток личностных черт, которые особенно не выделяются и проявляются равномерно. Если же одна из личностных черт выделяется, причем очень ярко, то это так называемая акцентуация характера.

 

Акцентуация характера-чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями(К. Леонгард)

3) Характер закладывается в дошкольном возрасте под влиянием деятельности и отношений индивида: отношения с матерью, затем - с отцом и другими членами семьи, позже – детский сад, товарищи по играм и.т.д. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка и с ним самим весьма важны для становления характера - это паттерн поведения для ребенка, когда он сам станет взрослым. Выступая как прижизненное образование человека, характер формируется в течение всей его жизни под влиянием окружающей среды, жизненного опыта, его воспитания. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь. Внешние воздействия, преломляясь через внутренние условия, специфичные для данного человека (его биологический фундамент), вырабатывают определенные для данного человека отношения к внешнему миру, которые выражаются в особенностях его поведения, поступках, что является содержанием характера. Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного и приобретенного, но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

4) Существует несколько подходов к классификации характеров. Основные: 1. Классификация характера согласно потребностей личности. Ведь деятельность человека всегда зависит от, того, какими потребностями она мотивированна. Это так званая телическая (слово «телос» в переводе с греческого означает «цель») классификация. 2. Классификация, которая опирается на динамику действия личности на пути достижения своих целей. Согласно этой иерархии характеры делят по степени активности и настойчивости личности. 3. Классификация по уровню целостности характера. Здесь принимается во внимание способность личности быть собранной и многогранной.

К.Г. Юнг на основе преобладающих психических функции человека(мышление, ощущения, чувства, интуиция) разделил людей на экстравертов и интровертов. Экстраверт – это характер человека прямого, понятного всем, очень общительного и активного. Интроверт – это особый тип человека, который сосредоточен и обращен в себя, некий замкнутый мыслитель, отгораживающийся от окружающего мира. Интроверт всегда тщательно проводит анализ происходящих событий, но при этом ощущает в чужих действиях двойной смысл и некий подтекст. Также психология выделяет людей, у которых в равной степени присутствуют черты экстраверта и интроверта, их называют амбоверты. Э.Кречмер описал три типа телосложения и три типа соответсвующих им характеров: астеники-шизитомики, пикники-циклотимики, атлетики-иксотимики. Э. Фромм выделил следующие типы характеров: мазохист-садист(причины успехов и неудач видит в людях),разрушитель(причины неудач в обстоятельствах,средствах,предметах), конформист-автомат(нет своего мнения,подчиняются обстоятельствам). Шпрангер выделил следующие типы характеров: теоретический, эстетический,экономический, политический, социальный,религиозный.Штерн выделил три типа характера: аутотелический(на основе внутр.мира), гетеротелический(человека интересуют и другие) и интроцептивный(удачное сочетание предыд-х двух)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ к ВОПРОСУ 17. Размещен в соответствии с пунктом плана

1)Понятие «характер» не равно понятию «личность». Когда дается оценка характера и личности одного и того же человека, то они не только могут не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Например, такие великие личности, выдающиеся деятели, как Ф.М. Достоевский, И.П. Павлов, П.Б. Ганнушкин, отличались тяжелыми, неуживчивыми характерами. Давно замечено, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией.

Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Но если в темпераменте личность раскрывается со стороны ее динамических проявлений, то в характере – со стороны содержания. Темперамент сам по себе не может быть «плохим» или «хорошим», а в отношении характера мы постоянно пользуемся такими определениями.

Для того чтобы ответить на вопрос, какова связь характера с темпераментом, необходимо рассмотреть физиологические основы характера.

Исходя из материалистического понимания психических явлений следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера во многом обусловлено свойствами темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды. Привычный образ поведения обусловлен как свойствами нервной системы, так и множеством сложных, устойчивых систем вре?менных связей, формирующихся в коре головного мозга под воздействием различных раздражителей.

Таким образом, физиологической основой характера является сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности (ВНД) и систем вре?менных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных нервных связей играют более важную роль, чем свойства ВНД, так как они не предопределяют ни характер в целом, ни его отдельные черты. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно различные характеры.

На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества личности. Например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента так же, как при любом темпераменте можно быть отзывчивым, тактичным, выдержанным.

Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику, а доброту и отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в спокойной деловитости; холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. Меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику, а холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику, и т. д. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом.

И.М. Сеченов утверждал, что в характере человека лишь 1/1000 зависит от природы, а 999/1000 – от окружающей его среды. Он абсолютно прав, поскольку социальные факторы играют в формировании характера неизмеримо более важную роль, чем биологические.

2)Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди черт характера выделяют общие и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. 5 глобальных черт характера Шмелев, Бодунов, Норман): самоуверенность – неуверенность; согласие, дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость – ригидность

Локальные свойства характера (частные) – влияют на узкие ситуации: общительность-замкнутость, лидерство-подчиненность, оптимизм-уныние, смелость-осторожность, миролюбие-агрессивность и др.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам :гипертимический (гиперактивный); дистимичный; циклоидный; эмотивный; демонстративный; возбудимый; застревающий; педантичный; тревожный

3)этапы формирования характера: Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

4)Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт характера) до сих пор не увенчались успехом. Помимо разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу.

Древнегреческий философ и врач Теофраст (372–287 до н. э.) в трактате «Этические характеры» описал 31 характер: льстеца, болтуна, хвастуна и т. д. Он понимал характер как отпечаток в личности нравственной жизни общества.

Аристотель полагал, что характер человека можно определить, отождествляя его с животным. Например, если у человека короткая и толстая шея, как у буйвола, то у него буйный, безудержный нрав; если шея тонкая и длинная, как у жирафа, то человеку свойственна робость; длинные и волнистые волосы, как шерсть у барана, характеризуют упрямца; человек с мягкими, слегка вьющимися волосами похож на зайца – он мягок и труслив; приплюснутый нос, подобный пятачку у свиньи, – признак злого и ленивого человека.

Аристотель также отождествлял характер с волевыми чертами личности, и отсюда идет деление характеров на сильные и слабые в зависимости от выраженности в них волевых черт. Правильнее же под сильным характером понимать соответствие поведения человека мировоззрению и убеждениям. Человек с сильным характером – надежный человек. Зная его убеждения, можно всегда предвидеть, как он поступит в определенной ситуации. Именно о таких людях говорят: «этот не подведет». Однако нельзя заранее сказать, как поступит в той или иной ситуации слабохарактерный человек.

В Средние века швейцарский писатель И.К. Лафатер (1741–1801) предложил физиогномическую теорию, основным положением которой является следующее: на лице человека запечатлеваются не столько природные особенности, сколько особенности характера, приобретенные в течение жизни. Так, у постоянно веселого, улыбчивого человека образуются складки в уголках губ; у надменного и холодного человека тонкие бесцветные губы; у хищного, раздражительного человека – складка между бровями. Даже великий Ч. Дарвин придерживался подобных взглядов.

Французский писатель-моралист Ж. Лабрюйер (1645–1696) в книге «Характер, или нравы этого века» привел 1120 типов характеров, разделив свое сочинение на ряд глав: о городе, о столице, о вельможах и т. д. Он, как и Теофраст, раскрывал в своих характеристиках внутреннюю сущность человека через его дела. Например, он писал: «Плуты склонны считать других плутами; их почти нельзя обмануть, но и они недолго обманывают».

В ХYIII в. в Западной Европе получила распространение теория под названием «френология» (от греч. phrenos – душа, нрав, характер), создателем которой является австрийский патологоанатом Ф. Галль (1758–1828). Он исходил из того, что существует определенная связь между психическими особенностями человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что якобы отражается на конфигурации черепа.

Отсюда, по мнению Галля, следует, что выпуклость в височной области свидетельствует о хорошей слуховой памяти, музыкальном слухе; в теменной области – о художественной одаренности; выпуклость в лобной области (центр рассудка, логического мышления) – признак ученого, мыслителя, философа.

Ф. Галль предлагал разбить всю поверхность мозга на 27 областей, каждая из которых будет свидетельствовать о различных чертах характера: осторожности, предусмотрительности, постоянстве, склонности к жестокости, убийству, упрямству и т. д.

В качестве другого примера классификации характеров можно привести попытку английского психолога А. Бэна (1818–1903) подразделить их на интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

Делались попытки делить характеры только на две группы: чувствительные и волевые (французский психолог Т. Рибо (1839–1916)) или на экстравертированные (направленные на внешние объекты) и интровертированные (направленные на собственные мысли и переживания) (швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг (1875–1961)).

Русский психолог А.И. Галич (1783–1848) делил характеры на дурные, добрые и великие. Были попытки дать и более сложные классификации характеров.

Наиболее широко распространено деление характеров по их социальной ценности. Эта оценка иногда выражается словосочетанием «хороший характер» (и в противоположность ему – «плохой характер»).

Также широко распространено в быту деление характеров на легкие, свойственные уживчивым, приятным окружающим и легко находящим с ними контакт людям (например, у Василия Теркина из одноименной поэмы А. Твардовского), и тяжелые (например, у Серпилина, героя романа К. Симонова «Живые и мертвые»).

Современный отечественный психолог Б.С. Братусь предложил типологическую модель социальных характеров. С его точки зрения, важнейшим для характеристики личности является типичный для нее, преобладающий способ отношения к другому человеку, людям и самому себе. С учетом этого в структуре личности выделяют несколько принципиальных уровней.

 

1. Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственным удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское – помогает ли конкретный человек добиться личного успеха или нет, выгоден ли он. Следовательно, ближний выступает как вещь. Свое личное счастье и благо важнее всего и не имеет значения, счастливы или несчастны другие.

 

2. Группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и его отношение к другим людям зависит от того, входят ли они в его группу или нет. Если да, тогда они ценны не сами по себе, а своей принадлежностью к такой группе, достойны жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, данные чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не бывает счастлив, когда несчастье настигает его группу.

 

3. Просоциальный, или гуманистический. Он предполагает, что человек ценит себя и других, признает равные права, свободы и обязанности. Ведущим является принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевают их распространение на всех людей, все человечество.

 

4. Духовный, или эсхатологический. Взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе со смертью, а связана с духовным миром. Это уровень субъективных отношений человека с Богом, когда возникает ощущение связи с Творцом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

 

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждой личности, в определенные моменты и ситуации преобладает какой-либо один уровень, а в иные – другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека устремлении. На его формирование влияют культура и образ жизни определенного общества.

 

Одна из наиболее полных и содержательных классификаций была создана в девяностых годах прошлого века немецким психологом Шпрангером. Он выделил такие типы характеров: 1. Теоретический тип. К нему принадлежат люди, которые увлекаются поиском информации. Они любят владеть ею, стремятся расширять свои знания во многих сферах жизни. Главная цель людей теоретического типа характера – открытие для себя ценных и увлекательных знаний.

2. Эстетический тип. Люди с характером эстетического типа всегда и во всем стремятся к красоте. Они – поклонники искусства, любители природы и человеческой привлекательности. В жизни мотивируются стремлением познавать прекрасное, окружать себя эстетически привлекательными вещами и людьми, самим быть красивыми.

3. Экономический тип. Поведением людей с характером экономического типа зачастую руководствует желание обладать материальными ценностями и иметь значительные экономические возможности. Их деятельность направлена на поиск средств для удовлетворения своих потребностей.

4. Политический тип. Характер политического типа – это характер лидера. Такие личности во всех сферах своей жизни, начиная от семейной и заканчивая профессиональной, стремятся быть у власти, подчинять себе других людей, управлять событиями и предопределять их ход.

5. Социальный тип. Это характер человека, который открыт к обществу и готов сотрудничать с ним. Личности социального типа становятся служителями на благо других людей. Эта роль им кажется приятной, и по этому вся деятельность направляется в общество.

6. Религиозный тип. Характером религиозного типа обладают верующие люд, которые свою жизнь посвящают служению Богу. Они не просто глубоко религиозные люди, вся их деятельность направлена на благо существования человечества и веры в высшие силы.

Еще одна содержательная классификация принадлежит соотечественнику Шпрангера психологу и философу Вильяму Штерну. Он классифицировал характеры людей согласно целям, которые они выбирают для себя в жизни, и считал, что цели и мотивы личности зависят от восприятия человеком себя, мира, который его окружает и соотношения в сознании личности собственного Я и окружающей среды. Мотивы могут исходить от самого человека, то есть от его Я, а могут от того общества и обстоятельств, в которых находится личность. Это также учитывалось Штерном при создании классификации. Психолог выделил три основных типа характеров – аутотелический, гетеротелический и интроцептивный. Первый формируется на основе внутреннего мира человека. Для такого характера, согласно утверждению Штерна, существует три возможных сюжетных линии: - личность-индивидуал, которая хочет, чтобы все в мире было так, как она представляет. - личность-субьективист. Она оценивает все, что ее окружает и происходит на глазах согласно собственных интересов и степени причастности в происходящем. - личность-эгоист. Она использует все и всех себе во благо. Второй тип характера – гетеристический – свойственный для людей, деятельности и интересы которых касаются не только их самих, но и окружающих знакомых и незнакомых людей. Существует три подтипа гетеристического поведения. 1. Альтруизм. Альтруисты – это люди, которые стремятся помогать другим, быть нужными для общества. Их радует благополучие окружающих, по этому деятельность людей этого подтипа всегда направлена на поддержку окружающих.

2. Гипертелизм. Гипертелистами являются люди, прирожденные для службы обществу. Они чувствуют необходимость действовать для людей, с которыми объединены в одной социальной группе – это может быть школьный класс, студенческое течение, военная организация, государственная служба.

3. Идеализм. Характер идеалиста толкает человека на сохранение и пропаганду неких образов, идеалов и жизненных законов. Такие личности являются носителями моральных ценностей и духовного богатства общества. Третий тип характера – интроцептивный – это удачное сочетание аутотелического и гетеротелического характера.

Наиболее популярной является классификация, предложенная известным немецким психологом Эрнстом Кречмером. Он описал три типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров:

 

1. Астеники

Худые люди, со слабо выраженной мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными руками и ногами, а также удлиненным лицом. Зачастую они имеют следующий характер — шизитомик. То есть такие люди упрямые, серьезные, замкнутые и трудно приспосабливающиеся к новым условиям. Астеники, как правило, при каких либо психических расстройствах склоны к шизофрении.

 

2. Пикники

Полноватые люди или склонны к ожирению среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с мелкими чертами. Им соответствует тип характера – циклотимики. В своем большинстве, они эмоциональные, общительные, легко приспосабливаются к переменам. Пикники, при каких либо расстройствах психики склонны к маниакальному-депрессивному психозу.

 

3. Атлетики

Высокие, широкоплечие, с хорошо развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Им соответствует следующий тип характера человека – иксотимики. Атлетики властные, практичные, спокойные и невпечатлительные люди, сдержанные в мимике и жестах. Как правило, не любят никаких перемен и плохо к ним приспосабливаются. При каких-либо психических расстройствах атлетики склоны к эпилепсии.