Педагогический процесс (учебно-воспитательный процесс) - представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
П.п. создаётся преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения.
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Графически взаимосвязь воспитания, обучения и образования в целостном педагогическом процессе можно представить следующим образом.
Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, который выполняет три основных взаимосвязанных функции:
образовательную (заключается в формировании у обучающихся системы научных, технических, технологических и производственных знаний - фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; в формировании умений применять полученные знания и умения для решения учебных и производственных задач; в формировании у обучаемых общенаучных, политехнических и специальных профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знании, навыков и умении);
воспитательную (заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленный на социализацию и профессионализм личности, как носителя общей и профессиональной культуры) конспект Шадриной И.М.;
развивающую (проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, оценивания; в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании культуры учебного, педагогического и производительного труда).
Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника.
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов.
Структура педагогического процесса и его основные компоненты
Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.
Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
целевой;
стимулирующе-мотивационный;
содержательный;
операционно-действенный;
контрольно-регулировочный;
оценочно-результативный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов деятельности.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;
Этот компонент характеризуется:
эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);
мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);
формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.
Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;
Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
Связан с разработкой и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.
Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);
Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.
Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.