Психологические аспекты профессиональной пригодности

План ответа:

  1. Определение пpофпpигодности

  2. Факторы пpофпpигодности

  3. Признаки пpофпpигодности

  4. Требования к пpофпpигодности

  5. Психологическая готовность к труду

  6. Виды пpофпpигодности

 

1. Обратимся к более конкретному анализу вопросов соответствия личности и профессии. В психологии труда разработан целый комплекс понятий, характеризующий соответствие личности и профессии и, пожалуй, ведущим среди них является "профессиональная пригодность".

В "Энциклопедическом словаре" профессиональная пригодность определяется как совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Кроме того, в понятие профессиональной пригодности включают также удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов. Таким образом, профпригодность определяют по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенностью трудом. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным.

2. Известный ученый-психолог Н.Д. Левитов, наиболее подробно разрабатывавший в своих исследованиях проблему профессиональной пригодности, выделяет факторы пpофпpигодности, т.е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности:

1) способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами;

2) знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т.е. необходимая профессиональная подготовленность;

3) склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.).

3. Наряду с факторами Н.Д. Левитов выделяет несколько групп признаков (показателей), по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессиональной деятельности. К ним относятся следующие объективные признаки:

- достаточная производительность труда;

- высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям);

- соблюдение безопасных условий труда;

- безвредность работы для организма человека.

Включение в данный перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным.

Помимо перечисленных объективных признаков выделяют и субъективные признаки:

- самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение),

- экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.).

Знание показателей профессиональной пригодности для психолога важно в двух отношениях. Прежде всего для проверки предположений о том, что у данного человека есть профессионально важные психологические качества. Показатели профессиональной пригодности в таком случае являются критериями. Знать показатели профпригодности необходимо и для детального изучения психологии профессиональной пригодности, поскольку она может быть соотнесена отдельно с темпом, качеством, безвредностью и творческими моментами в работе.

4. Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Профпригодность не является врожденным качеством и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее в процессе трудовой деятельности носит строго индивидуальный характер. Формирование профпригодности зависит от психических качеств человека, его мотивации к профессии и от характера профессиональной подготовленности. Профессиональную подготовленность психологи определяют как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обусловливающих способность человека выполнять определенную профессиональную деятельность с тем или иным качеством. В данном случае приобретает особое значение различение роли мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности. Если готовность к труду — это характеристика мотивационной сферы, то подготовленность к труду — это характеристика операциональной сферы.

5. Психологическая готовность к труду — это установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное (и при необходимости экстренное) выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — это наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками, согласие выполнять данную деятельность.

Если склонность как стремление, расположенность к процессу и результату труда характеризует мотивационную сферу, то способность как возможность заниматься этим трудом характеризует операциональную сферу. Трудолюбие как черта характера сочетает в себе особенности мотивационной и операциональной сфер труда. Трудолюбие состоит в положительном отношении личности к процессу труда, в активности, добросовестности, инициативности, в отношении к труду как к смыслу жизни, в понимании значимости результатов труда, удовлетворенности процессом труда. Состояние мотивационной и операциональной сфер труда у конкретного человека может не совпадать. Человек может быть личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями или, наоборот, пригоден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно. Например, кандидат на военную службу по контракту может иметь склонность к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутствовать и т.д. Такие проблемные ситуации довольно часто встречаются в деятельности военного профессиолога, психолога в процессе проведения профессиональной диагностики, консультации, мероприятий профессионального психологического отбора.

Формирование профпригодности происходит по-разному у различных людей в зависимости от их возможностей компенсации, от пластичности способностей. В связи с этим можно говорить о профпригодности только конкретного человека, в конкретное время, в конкретной специальности.

6. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными.

Так, К.М.Гуревич делит профессии, исходя из двух типов требований к человеку:

1. Требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

2. Требования, с которыми может справиться каждый человек (среднестатистический).

Различают абсолютную профпригодность, когда человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, и относительную профпригодность, что характерно для большинства профессий. Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия водителя всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии учителя, пилота, хирурга, пожарного, спасателя и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Это в полной мере относится к профессиям и специальностям, связанных с воинской деятельностью.

Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профпригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств.