План ответа:
Взаимосвязь личности с социумом.
Социальные установки, стереотипы и предрассудки.
Социализация личности: понятие, процессы и этапы социализации личности.
Возрастная социализация.
Ученые, занимавшиеся данным вопросом.
1)Термин социализация впервые был использован в середине ХХ века в европейской, а затем и в американской социологической науке для представления совокупности сложных, многомерных и часто противоречивых процессов взаимодействия социальной среды и социального индивида. В настоящее время социализация чаще всего осознается как форма развития личности, которая более всего обусловлена адаптационными процессами и механизмами при обязательном условии передачи культурных образов от одного поколения другому. Идея социализации человека еще старше, так какона попала в центр внимания благодаря размышлениям над соотношением социального порядка и человеческой природы в работах О. Конта (1798-1857, Франция), Г. Спенсера (1820-1903, Англия), Э. Дюркгейма (1858-1917, Франция) и других известных ученых. В отечественной науке исследования процессов социализации также имеют давнюю историю и разбросаны по различным наукам и дисциплинам: ею интересовались философы В. Соловьев (1853-1900), П. Флоренский (1882-193), С. Булгаков (1871-1944), Н. Бердяев (1874-1948), С. Франк (1877-1950), а также психологи П. Блонский (1884-1981), Л. Выготский (1896-1934), А. Леонтьев (1903-1979). Современный подход к проблеме социализации представлен тремя направлениями: общей теорией социализации, психологическим и социально-психологическим аспектами социализации. В настоящее время в науке складывается мнение о необходимости объединения всех направлений в единую междисциплинарную теорию. Единого определения понятия "социализация" в науке до сих пор не существует. Со времен 60-х гг. ХХ века в отечественной социальной психологии чаще других использовалось определение социализации как процесса усвоения человеком социальных норм и ценностей при его вхождении в социальную среду. Позднее появилось понимание социализации как двустороннего процесса не только усвоения, но и активного воспроизводства личностью социального опыта. Работы последних лет вообще представляют процесс социализации как "канву", на которой формируется феноменальная ценностная конструкция личности. Любая личность представляет собой своеобразный сплав биологического, психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к определенному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют характерные образцы ее поведения. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне. Под макроуровнем подразумевается "широкая" социальная среда вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Микроуровень - это ближайшее социальное окружение личности - семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, то есть все люди, с которыми непосредственно общается личность в ситуациях повседневной жизни.
2)Социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом. Основная функция установки - регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности. М. Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавателный)-это знания о свойствах и способах обращения с объектом, эмоциональный (аффектный)-это отношение к объекту и поведенческий (готовность индивида к осуществлению деятельности с объектом).Установка как целостное явление формируется на основе не только собственного опыта индивида, но и опыта, полученного от других людей, и поэтому главным путем передачи установок выступает словесная (вербальная) форма. Основными свойствами установок выступают устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки. различают виды установок по их модальности: положительные («за» объект); отрицательные («против» объекта); нейтральные.
Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установки - это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту. Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, национальность, профессия, а прочие различия неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписываются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеростереотип).
В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере — обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фантастического объяснения действительности в том, что он косвенно способствует сохранению социального неравенства, тормозит прогрессивные перемены (Майерс Д., 1998).
3) Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы:1)заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу;2)заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества; 3)заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности: 1)Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; 2) Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
4)Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии:1) дотрудовую;2) трудовую;3) послетрудовую.
Возрастная социализация:1) младенчество (до 1 года);2) младший дошкольник (1–3 года);3) дошкольник (3–6 лет);4) младший школьник (6—10 лет);5) подросток (11–14 лет);6) ранний юноша (15–17 лет);7) юноша (18–23 года);8) молодость (23–33 года);9) зрелость (34–50 лет);10) пожилой (50–65 лет);11) старческий (65–80 лет);12) долгожитель (выше 80 лет).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества.
5)Наиболее обоснованными представлениями о социализации в настоящее время считаются представления, разработанные на базе известных в психологии теорий личности: психоаналитические (З. Фрейд, Э. Эриксон), когнитивные (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л. Кольберг), бихевиористские (Д. Уотсон, Б. Скинер, А. Бандура), гуманистические (А. Маслоу), деятельностные (П. Блонский, Л. Выготский, А. Леонтьев). Кроме того, существует несколько теорий социализации, которые рассматривают процесс формирования "Я" посредством взаимодействия с другими людьми: теория "зеркального Я" Ч. Кули и теория "генерализованного другого" Д. Мида. Но для социальной психологии каждая из них отдельно не может считаться достаточной, поскольку представляет человека частично и, чаще всего, не учитывает или недостаточно учитывает влияние расширенного социального и интегративного цивилизационного контекста.
Дополнительно:
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т. д.
Все это характеризует человека как объект социализации. Но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Усвоение норм и ценностей происходит не пассивно, оно идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Развитие человека происходит в результате решения им целого ряда задач. Их можно определить следующим образом: познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие.
Каждая стадия развития ставит перед человеком новые типы задач, которые соотносятся с возрастом. Попробуем соотнести возраст с типом задач. Выделяют 3 группы задач, которые приходится решать человеку:
1) естественно-культурные – достижение на каждом возрастном уровне физического и сексуального развития (при этом решение задач связано с различными темпами полового созревания, эталонами мужественности и женственности в различных этносах и регионах);
2) социально-культурные задачи – познавательные, ценностные, смысловые, специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенные периоды его развития. Эти задачи определяются обществом в целом, регионами и ближайшим окружением человека. Они ставятся на каждом возрастном этапе в сфере познания социальной действительности и в сфере участия в жизни общества. Эти задачи имеют как бы два слоя: с одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества; с другой – задачи, воспринимаемые им из общественной практики. Оба эти слоя могут не совпадать, часто противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой могут и не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере – осознаваться искаженно;
3) социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в сегодняшней жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.
Самоопределение личности предполагает нахождение определенных позиций в различных сферах активной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самоутверждение предполагает удовлетворяющую человека реализацию своей активности в значимых для него сферах жизнедеятельности. Самоутверждение может иметь разнообразные формы, которые могут быть как социально приемлемыми, так и социально опасными.
Решение задач, о которых мы говорим, является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-то из этих групп задач или отдельные задачи остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Возможен и такой случай, когда какая-либо задача, оставаясь нерешенной в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный промежуток времени «всплывает», что приводит к немотивированным поступкам.
Вот эта необходимость решения определенных задач побуждает человека ставить определенные цели, достижение которых ведет к решению задач. Важно при этом, чтобы задачи были осознаны адекватно.