Период геронтогенеза. Характеристика основных личностных особенностей

Период геронтогенеза

Период поздней зрелости (с 60 лет) часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.

Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.

Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.

Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства.

После 70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.

Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Теория структурной зависимости (Уолкер, Тонсенд). Пожилой человек занимает зависимое положение в обществе, т.к. не работает. Общество не может и не должно вознаграждать за прошлый труд.

Теория субкультуры (Роуз). Пожилые люди обладают своей субкультурой, и это снижает их зависимость от членов семьи.

Теория модернизации (Фишер, Стоун). Процесс модернизации 20 века привел к изменению отношения к пожилым. Оно варьируется от негативного до положительного. История психологии старости.

Аристотель: негативное отношение к старости. Цицерон: старость - мудрый период. Гальтон: в старости происходит деградация психических процессов, интеллекта. В США старость понималась как отклонение от нормы, тогда как европейские психологи подчеркивали своеобразие каждого возраста.

Пиаже: пожилой человек воспринимает жизненные противоречия как осознанный факт, необходимость, что позволяет ему использовать их в умственной и творческой деятельности. Т.о., происходит развитие таких качеств, как предвидение, интуиция и рационализм, которые являются основой диалектического мышления. Булер: человек, входя в период позднего возраста, перестает преследовать цели, которые ставил всю жизнь.

Юнг: в период позднего возраста появляются новые возможности для саморазвития, т.к. нет необходимости для ускоренной социализации, поэтому на данном этапе происходит развитие самопознания и индивидуализации.