Проблема возрастной периодизации. Понятие возраста и социальной ситуации развития в трудах Л.С.Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.

Классификация Э.Эриксона:

  1. от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

  2. от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

  3. от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

  4. от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

  5. от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

  6. от 20 до 25 (ранняя зрелость);

  7. от 26 до 64 (средняя зрелость);

  8. от 65 (поздняя зрелость).

Основание возрастной периодизации по Выготскому внутреннее изменение самого развития - это новообразование.

  1. Новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь весь ход его развития в данный период. Появляются в двух сферах: познавательная (новый уровень развития познавательных процессов); личностная (готовность к учебе, соподчинение мотивов).

  2. Надо учитывать динамику переходов от одного возраста к другому, развитие не происходит равномерно. Спокойные моменты чередуются с критическими.

Стабильные периоды: плавное незаметное внутреннее изменение; совершается путем микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Критические периоды: резкие капитальные сдвиги и переломы в психике ребенка; развитие бурное, стремительное; границы неотчетливы; дети обнаруживают трудновоспитуемость. Если родители меняются вслед за детьми, кризисы проходят спокойно. У каждого человека кризисы проходят индивидуально. Негативный характер развития, развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную. В критические периоды также есть новообразования, но они носят переходный характер и не входят в интегральную структуру личности. Имеют трехчленное строение: предкритическое, критическое, посткритическое.

Периодизация Выготского.

Кризис новорожденности, 0-2 мес., кризис 1 г., кризис З лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 18 лет.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике ребёнка и тех отношений, которые установились с социальной средой.

период

Годы

ведущая деятельность

основные новообразования

младенчество

0-1 год (0-2 мес период новорожденности)

эмоциональное общение ребенка со взрослым

ходьба, первые слова

ранний возраст

1-3

предметная деятельность

"я сам"

дошкольный возраст

3-7

сложная ролевая игра

произвольность поведения, соподчинение мотивов, качество общественности

младший школьный возраст

6-7 - 10-11

учебная деятельность

произвольность психических процессов мышления во внутреннем плане. Развитие рефлекторных способностей.

средний школьный возраст, подросток

10-11 - 14-15

интимно личностное общение в учебной и других видах деятельности

Чувство возрослости, возникновение представлений о себе не как о ребенке.