История становления клинической психологии

В связи со столь многозначными дефинициями клинической психологии необходимо коснуться вопроса истории становления клинической психологии.

Авторы учебника «Клиническая психология» под редакцией Б.Д. Карвасарского первые периоды становления клинической психологии рассматривают в рамках становления психологии в целом. Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной психологии и достижениями античных врачей в анатомии и медицине. Так, АлкемонКротонский (VI в. До н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Вслед за ним мозг как орган психики рассматривал Гиппократ. Среди большого наследия осталось разработанное им учение о темпераменте. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом, проводившими вскрытия человеческих тел, были дифференцированы нервы и обнаружены различия между их чувствительными и двигательными волокнами. Ими был детально описан мозг и обращено внимание на кору с ее извилинами. В учении римского врача Галена (II в. до н.э.) впервые появились первичные представления о психическом факторе как возможном источнике движения.. Сочинения Галена были настольной книгой врачей вплоть до XVII века. Воззрения античных врачей базировались на различных течениях идеалистической философии того времени, той эпохи (гностицизме, иудейско-александрийской философии, неоплатонизме, патристике и др.), в которых душа отождествлялась с жизненным началом – в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу организма.

Средние века – длительный период. Естественнонаучная основа психологии постепенно теряет силу влияния, связь с античными знаниями прерывается и наступают времена мистики и кабалистики, расцветает алхимия и вплоть до XIII века длятся «темные годы». С опорой на томистскую философию Фомы Аквинского психология приобретает этико-теологический характер. Развитие представлений о психике резко замедлилось. На Востоке, между тем, накапливались знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основе душевной жизни. После падения Александрии, в библиотеках которой хранились рукописи Греко-римской медицины, ученые и врачи нашли приют в Персии, вскоре завоеванной арабами, остатки вывезенных рукописей попали к арабским ученым, и с середины VII в. В науке стали распространяться идеи воскресшего эллинизма. В трудах Авиценны (Ибн-Сины), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда) акцент ставился на обусловленности психических качеств и их расстройств психическими, естественными причинами, подчеркивалась зависимость психики от условий жизни и воспитания.

С XIV века в Италии начинается Возрождение, характеризующееся деятельностью великих гуманистов Данте, Петрарки, Боккаччо. Их творчество приводит вновь, как в античности, к «открытию» Человека. Бурно развивалась медицина, анатомия и физиология в разных странах Европы. Парацельс представил новый взгляд на природу человеческого организма и методы лечения болезней. Анатомическая школа Везалия , пришедшая на смену анатомии Галена, в поисках материального субстрата психических процессов, детально описала плотное вещество мозга, что позволило исследователям того времени вновь вернуться к представлениям о неделимости психического. Немецкие схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели в научное обращение термин «психология» (1590). Возросший интерес к психологическим явлениям обеспечил фактическую базу для более поздних успехов психологического анализа Бэкона и Декарта.

Английский философ Бэкон отказался от изучения общих вопросов, связанных с природой возникновения души и сконцентрировал свои научные усилия на эмпирическом описании ее процессов. Отказ от изучения души как особого предмета и переход к исследованию душевных процессов готовили предпосылки для становления новых взглядов на сознание и отмирание науки о душе.

Декарт, занимавшийся физиологическими исследованиями, ставит вопрос о рефлексе (хотя самого термина еще не было).По его схеме, взаимодействие организма с окружающими телами опосредуется нервной машиной, по сути автоматом, состоящим из мозга как центра «нервных трубок», расходящихся от него. Внутри каждой из трубок находится натянутая нить, сокращающаяся, когда на ее периферический конец воздействует какой-то внешний предмет. В результате открываются клапаны, благоприятствующие перемещению «животных духов» от мозга к мышцам и сокращение последних. Душа соединена со всем телом, и, особенно – с небольшой шишковидной железой, находящейся в середине мозга. Эта железа улавливает малейшие движения живых духов и даже может под воздействием впечатлений направлять их к мышцам. Таким образом действия внешних предметов на окончания нервов признавались приоритетными в качестве причины двигательных актов. Впервые источником возникновения психического становится стимул, вынесенный за пределы организма.

Спиноза, развивая монистическое учение о субстанции, преодолел дуализм Декарта и на основе своих идей оригинально подошел к проблеме познания и аффектов. Он различал три рода познания – абстрактные отдельных вещей, общие идеи о существенных свойствах вещей и интуитивное познание, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме конкретных идей. Тем самым Спиноза наметил движение познания от абстрактного к конкретному. Он же выделил три основных аффекта – желание, удовольствие и неудовольствие. Аффекты различаются в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействию. Из этих первичных аффектов образуется все многообразие страстей человека.

Таким образом происходит окончательное выделение сознания как предмета исследования, что в свою очередь влияет на формирование теоретических основ психологии. Возникают предпосылки для возникновения эмпирической интроспективной и ассоционистской психологии.

Главной целью «отца» эмпирической психологии Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Критикуя схоластов о врожденности человеческого знания, Локк настаивал на том, что только опыт, как индивидуальная история жизни человека, является источником знания. Формирование идей он связывал с понятием ассоциации и впервые ввел этот термин в науку. Локк рассматривал сознание как обязательный признак психических явлений, объединяющий также переживания, и формирующий из этого единства личность. Учение Локка об опытном происхождении душевной жизни завоевало популярность в научных кругах того времени и оказало значительное влияние на развитие идей таких ассоцианистов, как Беркли, Юм, Гартли.

В XVIII веке в Росси широко развернулось просветительское движение, связанное в том числе и с массонством, стремившимся проникнуть в сокровенные глубины христианства и воплотить его в жизнь. С этим движением связаны истоки формирования психологических взглядов, которые, как это ни парадоксально, дали начало материалистическим традициям в России. Яркими представителями того времени были Новиков, крупный ученый и организатор издательского дела, профессор философии Московского университета Шварц, призывавший к нравственному и духовному совершенствованию, Радищев. Книга Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» имела и психологическое значение. В 1779 году вышла первая русская книга, посвященная психологии – «Наука о душе». Ее автор Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе эмпиризма Локка, описал ощущения и мысли как ассоциации представлений.

Конец XVIII – начало XIX веков ознаменовалось развитием представлений о разложимости психических процессов на некие первоначальные психические «способности», врачи того времени начали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779 году немецкий анатом Мейер выдвигает предположение о том, что интеграция всех психических функций осуществляется мозолистым телом и мозжечком, а отдельные психические «способности» локализованы в коре головного мозга.

Галль пытался локализовать моральные и интеллектуальные качества человека в различных частях головного мозга. В своих работах он попытался представить его кору в виде совокупности «органов» многочисленных психических способностей (смелости, честолюбия, инстинкта продолжения рода и т.п.) и предположил, что развитие отдельных участков коры, борозд и мозга в целом якобы влияет на форму черепа и поэтому исследование его поверхности позволяет диагностировать индивидуальные особенности личности. Подобные представления являются псевдонаучными, но идеи Галля о роли коры и связи умственных функций с лобными долями являлись важными и прогрессивными для своего времени.

В начале 19 века в работах М. Холла и Мюллера идея рефлекса продолжает свое развитие. Исследования Штейнбуха и Бэлла значительно обогатили область опытного изучения сенсорных функций. Однако в сфере объяснений общего механизма душевных явлений по-прежнему доминировала ассоциативная концепция, которая воспринималась не только как общая теоретическая схема, но и как система эффективного воздействия на поведение человека в целях преобразования в желательном для педагогики и медицины направлении. В середине 19 века в исследования психического немецким физиологом Вебером внедряются математические методы. Но новая линия исследований оставалась неприметной, пока ее не выделил и не превратил в исходный пункт психофизики Фехнер. Его труд «Основы психофизики» (1860г.) оказал неоценимое воздействие на все измерения психических явлений. Другим, не менее важным открытием середины 19 века было вычисление времени протекания реакций Гельмгольцем. Это доказывало, что нервные процессы, как и все физиологические процессы, протекают в теле с определенной скоростью и, следовательно, психические процессы, будучи неотделимыми от нервных, совершаются во времени и пространстве и доступны изучению. Исследования Гельмгольца были развиты и дополнены работами Дондерса и Экснера и оказали значительное влияние на выделение психологии в самостоятельную отрасль знаний, т.к., во-первых, психика теперь признавалась реальностью, вплетенной в сложную систему взаимодействия между стимулами внешнего мира и отвестной деятельностью организма и, во-вторых, появились возможности разработки методов, способных перевести эту реальность в научные понятия и модели.

В это же время Сеченовым был дан значительный толчок развитию рефлекторной концепции после открытия им механизмов центрального торможения. Это открытие привело его к важнейшему выводу о рефлекторной природе психики. Опубликованные в 1863 г. «Рефлексы головного мозга» явились основой русской физиологии и науки о поведении в дальнейшем.

В середине 19 века широкое распространение в медицине и биологии получила концепция основателя современной патологической анатомии немецкого ученого Вихрова о так называемой целлюлярной патологии – несколько одностороннем представлении о роли отдельных клеток в жизнедеятельности организма. Вихров утверждал, что любой патологический процесс является суммой нарушений, проходящих в каждой клетке. Несмотря на известную механистичность, эти идеи послужили толчком для различных исследований клеточной структуры мозга и мозговой коры. В 1861 г. французский анатом и хирург Поль Брока, выступая в Парижском антропологическом обществе, представил материалы изучения двух больных с потерей речи, обратив внимание не ее связь с поражением нижней лобной извилины левого полушария. Вызвав горячую дискуссию, эти наблюдения стимулировали исследования по локализации функций в коре головного мозга, в том числе связанные с раздражением отдельных участков мозга электричеством. Благодаря работам Брока возник клинический метод изучения структуры мозга. В 1874 г. немецкий психиатр Вернике описывает 10 больных с нарушением понимания обращенной речи, имеющих локализацию очага поражения в задних отделах верхней височной извилины также левого полушария. Вообще конец 19 века ознаменовался расширением движения локализационистов, полагавших, что ограниченный участок мозга может являться «мозговым центром» какой – либо психической функции.

Одновременно в качестве контраргумента появляются работы другого плана, указывающие на неполноту потери той или функции при нарушении соответсвующего отдела мозга и обратимость этих нарушений. Так, известный английский невролог Джексон, проанализировавший имевшиеся к тому времени противоречия в исследованиях потери речи, на основе динамического подхода выдвигает идею о трехуровневой организации работы ЦНС. По его представлен7иям, никакая психическая функция не является результатом деятельности ограниченной группы клеток мозга, а имеет сложную «вертикальную» организацию: первый низший уровень представлен стволовыми отделами мозга, средний уровень – двигательными и сенсорными отделами коры, а высший – его лобными отделами. Важнейшим выводом из этого устаревшего на сегодняшний день, но опережающего свое время взгляда, являлась невозможность прямого отождествления локализации симптома с локализацией функции.

Начиная со второй половины 19 века научные методы стали привычными инструментами в исследовании психических явлений. В 1979 году в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г., положил начало психологии как самостоятельной науки. За годы научной и преподавательской деятельности Вундта 17 000 студентов прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по психологии, открыл институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известнейшие в дальнейшем ученые – Крепелин, Мюнстенберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титчнер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г.С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия). Почти все перечисленные имена стоят у истоков клинической психологии. В первую очередь следует упомянуть Уитмера, который был одним из первых членов Американской психологической ассоциации, организованной С. Холлом в 1892 г. и являющейся самой влиятельной организацией психологов в настоящее время. В 1907 г. Уитмер основал журнал «Психологическая клиника», в первом выпуске которого предложил новую специализацию для психологов – клиническую психологию. Уже к 1914 г. в США действовали почти два десятка психологических клиник по типу уитмеровских.

В Германии Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент уже в начале 90-х гг. 19 век. Благодаря применению ассоциативного эксперимента он показал различия в характере ассоциаций при шизофрении (F20 – F29 по МКБ - 10) и маниакально- депрессивном психозе (F31). Ему принадлежит попытка составления схем исследования личности путем измерения ряда признаков: времени течения психических процессов, способности к упражнению, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна и др. Из подобных исследований начала зарождаться новая область психологии – дифференциальная психология. Введение психологического эксперимента для решения диагностических задач и классификации душевных болезней открыло новый период в психиатрии – период Крепелина.

Ассоциативный эксперимент в диагностических целях широко использовал швейцарский психиатр Блейлер, внимательно следивший за успехами экспериментальной психологии, теоретическими взглядами на происхождение неврозов Фрейда. Благодаря этому Блейлер выделил новую форму мышления – аутистической мышление.

Немецкий психиатр Кречмер приобрел мировую известность своей работой о связи строения тела и характера, в которой он развил учение о различии между прогредиентными процессами и конституциональными состояниями. В 1922 году он опубликовал первый учебник под названием «Медицинская психология», в котором заложены методологические основы применения психологии во врачебной практике.

Во Франции Бине, помимо экспериментальных исследований мышления, изучал людей с выдающимися способностями, а также изображения, память интеллект у детей. В 1896 г. он разработал серию тестов для испытания личности. Настоящую известность ему принесла метрическая шкала интеллектуального развития, разработанная в 1905 г. совместно с врачом Симоном с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы.

Рибо, которого считают основоположником экспериментальной психологии, назвал патопсихологию естественным экспериментом самой природы. Многие его труды посвящены изучению болезней памяти, личности, чувств. Рибо отмечал, что психология должна изучать конкретные факты жизни в их динамике. Идеи Рибо получили дальнейшее развитие в работах его ученика Жанэ. Основным методом психологии он считал клинической наблюдение. Жанэ развивал эволюционные идеи об уровнях поведения. Все функции психики в филогенезе и ф онтогенезе описывались в последовательности их становления. Поражением того или иного объяснялипсихические заболевания – так, при неврозе (F40 – F48) это относится к верхним этажам, а например, при идиотии (F70-F79)поведение больного находится на стадии рефлекторных действий. Позже, в 1923 году, он опубликовал свой труд «Медицинская психология», где уделил много внимания вопросам психотерапии. Учениками Жанэ были Пьерон, Валлон и Пиаже – основатели современной генетической психологии.

В ходе развития и совершенствования экспериментальной психологии индивидуальные различия сначала считали помехой для изучения наиболее общих законов сознания и психики, однако в дальнейшем к ним начали обращаться взоры исследователей. Гальтн в Англии, Бине во Франции, Кеттел и Ст. Холл в США, Крепелин и Штерн в Германии, Лазурский в России были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.

Трудно переоценить вклад в развитие клинической психологии психоанализа З. Фрейда, возникший в начале 90-х годов 19 века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики, значительно продвинувший вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств, а также открывший путь психоаналитического лечения для врачей и психологов. Психоанализ стал центральным течением глубинной психологии, основным предметом и общей проблемой которого является бессознательная психика и ее влияние на формирование личности.

В России в 80-90 – х годов 19 века русскими врачами – психиатрами были организованы экспериментально-психологические лаборатории при психиатрических клиниках. Бехтерев открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани в 1885 г., а затем ряд лабораторий в Санкт - Петербурге для исследования нервнобольных. Сотрудниками этих лабораторий были разработаны методики экспериментально-психологического исследования психически больных, некоторые из них используются в практике и по сей день. Корсаков и Токарский открыли психологическую лабораторию в психиатрической клинике при медицинском факультете Московского государственного университета; здесь велись разработки по изучению механизмов и расстройств памяти и мышления, внесшие огромный вклад в психологическую науку. Психологические лаборатории были открыты Сикорским в Киеве, Чижом в Дерпте (ныне Тарту). В этих лабораториях разрабатывались и апробировались методы исследования для решения психологических, физиологических, психиатрических задач. Первым психологом, открывшим психологическую лабораторию, Н.Н. Ланге. В 1901 г. Нечаев организовал лабораторию для исследования основ школьного дела и в 1904 г. при этой лаборатории были открыты первые педагогические курсы под руководством Румянцева. Соратник Бехтерева Лазурский расширил применение эксперимента, который наряду с лабораторными приемами позволял исследовать личность человека, его интересы и характер. Лазурский, будучи заведующим психологической лабораторией Психоневрологического института, организованного Бехтеревым в 1907 г., был одним из создателей Санкт-Петербургской психологической школы. Россилимо, известный детский невропатолог, разработал свой метод экспериментального изучения личности – метод психологических профилей, имевший большое диагностическое значение для определения личностных дефектов. Крупнейшим событием в истории отечественной психологии явилось открытие Психологического института при Московском государственном университете в 1912 г., основателем которого был Челпанов. Сотрудники этого института составили ядро, из которого начала образовываться Московская психологическая школа.

Выделение психического как отдельного феномена, поиск основы психического, затем описание механизмов психического – такова в самом общем виде логика становления знаний о психическом.

Вся история становления и развития клинической психологии доказывает, что вопрос о сознании, который можно ставить несколько иначе, как вопрос о соотношении души и тела является центральным вопросом клинической психологии. Причем, это вполне резонно и целесообразно: нарушения, изменения, расстройства, патологии как вскрывают механизмы и структуру психического. Фактически любое описание психического расстройства на чем-то, на каких-взглядах о сознании должно базироваться.

Итак, становление клинической психологии проходило в рамках становления психологической науки и медицины. Однако для ее выделения как отдельной отрасли должно было сформироваться особой общественное сознание, когда «цивилизация полезности» стала, хотя бы на уровне деклараций заменяться «цивилизацией ценности».

Для более упрощенного понимания клинической психологии, ее выделения из психологической науки можно последовать логике рассуждений В.М. Блейхера: «…под клинической психологией можно понимать область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники – психиатрической, неврологической, соматической».