Клиническая психология как наука.

По отношению к прикладной науке, развитие которой определяется такими целями, как

термин «клиническая психология» стал использоваться сравнительно недавно.

В нашей стране данная научная дисциплина стала называться клиническойпсихологией в 2000 году, когда министерством образования Российской Федерации приказом № 686 была утверждена специальность 022700 «Клиническая психология». В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология – это дисциплина широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 года, в немецкоязычных странах – с середины прошлого века. Понимание границ клинической психологии в других странах мира также неоднозначно. В англоязычных странах как синоним понятию «клиническая психология» используют термин «патологическая психология». Шрамль одним из первых предложил понимать клиническую психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология – это применение знаний, техник, и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких, как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больниц».

Центральным понятием клинической психологии является понятие расстройства. Понятие крайне неоднозначное. Часто понятие психическое расстройство используется вместо понятия «психическая болезнь», это дает основание утверждать, что существует некое единство, в котором в свою очередь можно выделить инвариантный набор симптомов и определить характер течения, который обусловлен соответствующими биологическими процессами. Если такого рода дефиниция вполне приложима к соматическим заболеваниям, то по отношению к психическим болезням выделить все перечисленные признаки часто невозможно, поэтому желательно использовать понятие расстройства. То есть, мы имеем ввиду, что понятия «болезнь» и «расстройство» синонимичны, но специфика предмета клинической психологии требует использования более широкого понятия – понятия «расстройство».

Клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических заболеваниях сопоставимы. При этом вопрос о «взаимовлиянии» психического и соматического в самом широком смысле этого слова всегда имеет место быть при обсуждении любого вида расстройств.

Концепция комплиментарностиисходит из того, что обе плоскости данных (соматическая и психическая), основываясь на разных системах отношений, взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы для использования жизненных процессов более высокого уровня. Обе плоскости рекуррируют к своим собственным категориальным системам и системам теоретических и методологических обоснований. Их комплиментарность существует во внутренне – внешней перспективе. Феномены переживания можно упорядочить в обеих системах отношений, представив первые два как подкласса атрибутов единого класса психофизических состояний ЦНС.

В концепции эмерджентного психонейрольного монизма Бунге также постулируется, что психические феномены и ментальные процессы – это некие категориальные состояния, присущие организму, которые, однако, не смогли бы существовать без нейробиологических основ. Бунге рассматривает психические феномены как «эмерджентные свойства» Они являются продуктом нейронных процессов ЦНС и не сводимы к целлюлярным компонентам головного мозга. Таким образом, при системном подходе отбрасывается онтологическийредукционизм и постулируется – как и в концепции комплиментарности – независимая роль отдельных плоскостей данных.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и многие другие.

В отношении роли психологии для психиатрии В.Х. Кандинский говорил: «Общие выводы научной психологии для психиатров обязательны, ибо душа, расстроившись, не перестает быть душой».