Патопсихология - область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и психиатрии.
Термин «патопсихология» – ввел Бехтерев, 1903.
Патопсихология – наука о законах нарушений (изменений) психических процессов и свойств психической деятельности.
В отличие от: Психиатрия – изучение и помощь лицам с психическими болезнями.
Психопатология - часть медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при отдельных психических болезнях.
Патопсихология - психопатология: изучает объект: один, человек с психическими заболеваниями .
Метод психопатологии. Психологический – эксперимент, психиатрический – наблюдение.
Предмет психопатологии. Психопатология – характеристики проявлений, продуктов, результатов психического
нарушения; психология – закономерности нарушения психики, приводящие к этим
результатам.
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
Задачи патопсихологии:
-анализ структуры психических расстройств,
-установление степени снижения психических функций,
-дифференциальная диагностика,
-изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии.
Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций,
Патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.
В настоящее время в науке происходит чрезвычайно интенсивный процесс формирования междисциплинарных и прикладных областей. Существуют такие области, как биохимия, биофизика, химическая радиология и т.п. Этот процесс отпочкования от “материнской” науки, свидетельствующий о ее зрелости, коснулся и психологии: существует инженерная, детская, педагогическая, социальная психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Процесс отпочкования прикладных областей знаний обусловлен многими причинами, прежде всего научно- техническим прогрессом. В психологии к этим общим причинам добавляется еще одна — роль человеческого фактора. Стало очевидным, что многие, даже частные, проблемы педагогики, медицины и даже техники нельзя разрешить без учета человеческого фактора.