Выделяют следующие нарушения речи
1 Нарушения развития речи:
- задержка речевого развития (ОМС) - характеризуется торможения темпа формирования в основном экспрессивной речи относительно этапов его развития, возникает при депривации;
- общее недоразвитие речи - обусловлено нарушениями созревания мозговых систем (гностического и кинетического анализатора), имеет три уровня: 1 - зародыши загальнозастосовуваного речи (слова односложно структуры, мимика, движения)) 2 - больше слов, появляются предложения с неправильной грамматической структурой и искаженной произношением некоторых звуков 3 - страдает лексиграматична структура речи
- алалия - характеризуется отсутствием и врожденной неразвитостью аспектов речи, в котором есть локальное поражение речевых анализаторов: 1 - алалия моторная - больной понимает язык, но не в состоянии высказаться ь, недоразвитие речевого праксиса (зона Брока), 2 - алалия сенсорная - не понимает речевых сигналов и речи не развивается (зона Вернике), 3 - сенсомоторная алалия - и то, и другое
- задержка речевого развития, в основе которой лежит вторичное недоразвитие речи вызвано первичным поражением анализаторов (слух, зрение) или тотальным недоразвитие психики (умственная отсталость)
2 Распад речи:
- афазия - локальный распад из-за поражения речевых и других зон, причастных к формированию и регуляции речевой функции Характерна полная или частичная потеря речи зависимости от места локального поражения ния различають:
o моторная афазия - характерная неспособность к выражения, построения слов и предложений (выраженная апраксия), трудности в воспроизведении двигательной программы вещания;
o акустико-гностическая афазия - нарушение понимания речи, ее фонетики, предметности слова, \"Речевая окрошка\" - больной ищет слова для выражения мнения;
o акустико-мнестической афазия - нарушение понимания речи, диссоциация между относительно сохраненной способностью повторение отдельных слов и нарушение возможности повторения 3-4 слов - теряется возможность восприятия сложных фраз, нарушение ния экспрессивной речи, подбора предложений, нарушения чтения и письма
o семантическая афазия - возникают специфические мнестические расстройства - не может подобрать необходимое слово; трудно составить сложные по содержанию и грамматической построением предложения, параллельно - нарушение операций счета
3 Нарушение красноречивым функции речи:
- дизартрия - это нарушение красноречивым стороны речи (звуковоспроизводящей и просодической) из-за нарушения артикуляционного праксиса вследствие органического поражения центральной и периферической иннервации органов говорят ения (губ, неба, языка, голосовых связок и т.п.) - сосудистого, травматического, инфекционного, врожденного характера
- дислалия - нарушение звукопроизношения, при этом слух нормальный, сохранена иннервация речевого аппарата
4 Нарушение ритма речи - заикание - это нарушение процесса речи: его темпа, ритма и коммуникативной функции; преимущественно через судороги, возникающие в артикуляционном и дыхательном аппарате (тонические заикания - влечет звук, клонические заикания - \"прыгает\" звукuot; звук).
5 Нарушение коммуникативной функции речи: недоразвитие коммуникативной функции речи как средства общения и организации поведения ребенка; расстройство коммуникативной функции речи - мутизм (полная немота).
Алалия — потеря способности говорить.
Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи.
Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной.
Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи.
Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут».
Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи.
Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове.
Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома.
Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.
Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.
Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении.
Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).
Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.
Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает.
Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии).
Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса.
Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение.
Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение.
Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного.
Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография).
Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному.
Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту.
Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии.
Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).