Расстройства речи в структуре патопсихологических синдромов

Выделяют следующие нарушения речи

1 Нарушения развития речи:

- задержка речевого развития (ОМС) - характеризуется торможения темпа формирования в основном экспрессивной речи относительно этапов его развития, возникает при депривации;

- общее недоразвитие речи - обусловлено нарушениями созревания мозговых систем (гностического и кинетического анализатора), имеет три уровня: 1 - зародыши загальнозастосовуваного речи (слова односложно структуры, мимика, движения)) 2 - больше слов, появляются предложения с неправильной грамматической структурой и искаженной произношением некоторых звуков 3 - страдает лексиграматична структура речи

- алалия - характеризуется отсутствием и врожденной неразвитостью аспектов речи, в котором есть локальное поражение речевых анализаторов: 1 - алалия моторная - больной понимает язык, но не в состоянии высказаться ь, недоразвитие речевого праксиса (зона Брока), 2 - алалия сенсорная - не понимает речевых сигналов и речи не развивается (зона Вернике), 3 - сенсомоторная алалия - и то, и другое

- задержка речевого развития, в основе которой лежит вторичное недоразвитие речи вызвано первичным поражением анализаторов (слух, зрение) или тотальным недоразвитие психики (умственная отсталость)

2 Распад речи:

- афазия - локальный распад из-за поражения речевых и других зон, причастных к формированию и регуляции речевой функции Характерна полная или частичная потеря речи зависимости от места локального поражения ния различають:

o моторная афазия - характерная неспособность к выражения, построения слов и предложений (выраженная апраксия), трудности в воспроизведении двигательной программы вещания;

o акустико-гностическая афазия - нарушение понимания речи, ее фонетики, предметности слова, \"Речевая окрошка\" - больной ищет слова для выражения мнения;

o акустико-мнестической афазия - нарушение понимания речи, диссоциация между относительно сохраненной способностью повторение отдельных слов и нарушение возможности повторения 3-4 слов - теряется возможность восприятия сложных фраз, нарушение ния экспрессивной речи, подбора предложений, нарушения чтения и письма

o семантическая афазия - возникают специфические мнестические расстройства - не может подобрать необходимое слово; трудно составить сложные по содержанию и грамматической построением предложения, параллельно - нарушение операций счета

3 Нарушение красноречивым функции речи:

- дизартрия - это нарушение красноречивым стороны речи (звуковоспроизводящей и просодической) из-за нарушения артикуляционного праксиса вследствие органического поражения центральной и периферической иннервации органов говорят ения (губ, неба, языка, голосовых связок и т.п.) - сосудистого, травматического, инфекционного, врожденного характера

- дислалия - нарушение звукопроизношения, при этом слух нормальный, сохранена иннервация речевого аппарата

4 Нарушение ритма речи - заикание - это нарушение процесса речи: его темпа, ритма и коммуникативной функции; преимущественно через судороги, возникающие в артикуляционном и дыхательном аппарате (тонические заикания - влечет звук, клонические заикания - \"прыгает\" звукuot; звук).

5 Нарушение коммуникативной функции речи: недоразвитие коммуникативной функции речи как средства общения и организации поведения ребенка; расстройство коммуникативной функции речи - мутизм (полная немота).

Расстройства речи

Алалия потеря способности говорить.

Афазия расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи.

Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной.

Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи.

Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут».

Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи.

Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове.

Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома.

Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.

Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.

Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении.

Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).

Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.

Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает.

Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии).

Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса.

Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение.

Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение.

Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного.

Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография).

Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному.

Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту.

Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии.

Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).