Физиология высшей нервной деятельности – это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Это материалистическое учение, которое раскрывает закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления и сознания.
Целью дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем» является раскрытие закономерностей условно-рефлекторной деятельности нервной системы, а также изучение особенностей приема и переработки информации в сенсорных системах.
Задачи дисциплины:
Выяснить нейрофизиологические механизмы условно-рефлекторной деятельности в организме;
Раскрыть принципы взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервной системе;
Выявить особенности функционирования и взаимодействия сенсорных систем;
Определить значение сенсорной информации в осуществлении психической деятельности человека.
Предметом ВНД является понятие рефлекс, как ответ организма на внешнее воздействие. Предметом изучения физиологии ВНД является изучение психических реакций организма и определение их связи с соответствующими структурами мозга. Самыми простыми психическими функциями, которые рассматривает физиология ВНД, являются ощущения. Ощущения могут быть вызваны раздражителями разной природы (зрительные, тактильные, звуковые и др.).Совокупность тех или иных ощущений составляет представление. Среди сложных психических явлений, которые рассматривает физиология ВНД, можно назвать память и самосознание.
Высшая нервная деятельность – это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга. К этим отделам относятся большие полушария и передний мозг. Высшие отделы нервной системы обеспечивают адекватные взаимоотношения организма в целом и внешней среды, т.е. определяют поведение.
Низшая нервная деятельность – деятельность спинного мозга и низших отделов головного мозга. Эти отделы отвечают за соотношение и интеграцию частей организма.
Физиология ВНД – это наука о физиологических механизмах поведения и психики.