Особенности взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности, динамичность этой системы определяют постановку проблемы психологического изучения процесса формирования личности профессионала, его профессионализации, которая нашла отражение в исследованиях Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поваренкова, О.Г. Носковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др. Теоретическим основанием для этих исследований явились основополагающие положения работ Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломова по проблемам взаимосвязи личности и деятельности, развития личности на жизненном пути, роли трудных жизненных ситуаций в этом процессе и т.д.
Изучение проблемы профессионализации субъекта труда основывается прежде всего на результатах исследований динамики психической жизни личности. Так, Л.И. Анцыферова рассматривает развитие личности с точки зрения динамического подхода как постоянное «движение» самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм и т.д. Данный подход имеет целью изучение качественных изменений личности, прогрессивных или регрессивных форм и тенденций развития, причин трансформации личности, и в этом он отличается от тех динамических концепций личности, которые отражают в основном изменения функционально-энергетических характеристик человека. Активная роль в процессе своего развития принадлежит самой личности: личность сама определяет субъективную значимость событий в своей жизни, закрепляет в своем психическом складе те или иные формы поведения и т.д.
Изучение развития личности профессионала связано со своеобразием периода взрослости, для которого «задачи развития» на этапах жизненного и профессионального пути сформированы недостаточно четко. Содержание этих задач на этапах взрослости определяется вариативностью форм социальных, производственных и других отношений, возрастанием роли самоопределения, саморегуляции и самооценки, активным формированием жизненных целей, программ и стратегий поведения.
Одним из кардинальных положений теории развития личности является представление о ее целостности, необходимости рассмотрения личности не как простой совокупности отдельных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности, а в их единстве, в котором отдельные системы являются порождением и формой развития личности (Л.И. Анцыферова). Это положение позволяет понять достаточно высокую устойчивость психических свойств личности при различных воздействиях. Целостность личности определяет и неразрывность, взаимосвязь личностных свойств в процессе индивидуального развития, что, в свою очередь, обусловливает необходимость оценки и учета всей совокупности профессионально значимых личностных качеств при решении задач профориентации и отбора. Потребность в оценке целостной структуры личностных свойств конкретного субъекта возрастает в задачах прогнозирования его психологической адаптации к новой социальной и производственной среде.
Формирование профессиональной пригодности субъекта и его профессионализация обусловливаются синтезом индивидуальных особенностей личности и требований деятельности, характерными чертами развития субъекта деятельности. Его становление, которое проявляется в индивидуальном своеобразии личной позиции, целей и программ действий, профессиональных планов, стратегий поведения и других специфических свойств, является результатом преломления законов развития человека, изменения психологического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант (Ю.П. Поваренков). Установлено, однако, что в условиях жестко детерминированных требований, нормативов деятельности личность и ее психика приобретают и проявляют не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности, нахождении наиболее оптимальных и индивидуально своеобразных путей и процедур организации психической активности для достижения требуемых результатов. Типовые задачи и типовые требования человек обеспечивает индивидуально удобным, субъективно привлекательным и творчески найденным образом (К.А. Абульханова-Славская). Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом их индивидуальных особенностей.
В процессе профессионального развития происходит изменение отношения личности к себе как к профессионалу на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом. По мнению В.А. Бодрова, содержание и сопоставление образа «Я» в профессии и образа профессионала (ее эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта деятельности, но и как критерий ориентированности личности, ее проникновения в мир выбранной профессии.
Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Основной теоретический аспект психологического содержания этой проблемы связан с изучением особенностей развития личности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов успешного освоения и реализации профессиональной деятельности. Практическая направленность изучения данной проблемы определяется задачами самоопределения личности (профориентации и отбора), трудового обучения, профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации, психологической реабилитации и поддержки в процессе деятельности.
В.А. Бодров определяет профессионализацию как психологическую категорию, которая отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности ее профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути. Можно сказать, что профессионализация – это специфическая форма трудовой активности личности в течение профессионального этапа жизненного пути, отражающая процесс ее социализации и уровень развития.
На изучение проблемы формирования личности профессионала существенное влияние оказывает ряд положений психологических теорий личности и деятельности, таких как концепция психического развития, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и опирающаяся на представления о ведущей и доминирующей деятельности и их смене, положения о роли возникновения кризисных явлений в развитии личности (Л.И. Анцыферова), о противоречивости процесса индивидуального развития человека, выраженное в законе гетерохронности и неравномерности развития (Б.Г. Ананьев) и др.
Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым, позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.
1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.
2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.
3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.
4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.
5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.
6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.
7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.
8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.
Развитие личности профессионала рассматривается отечественными психологами как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).
Рассматривая профессиональное развитие человека, Е.А. Климов выделяет в нем три хронологических периода:
1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 – 12 лет, здесь выделяют стадию раннего детства, или предыгры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений (самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;
2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;
3) период собственно профессионального развития (19 – 60 лет).
А.К. Маркова и В.А. Бодров выделяют еще один период – послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию).
Психология способностей является такой отраслью психологической науки, которая в настоящее время испытывает, наверное, наибольшее давление со стороны практики, так как для оптимизации процессов обучения, профессионального отбора, расстановки кадров во всех отраслях народного хозяйства необходимы знания о возможностях каждого человека. В какой степени современные достижения науки позволяют решать практические задачи диагностики способностей, а также определения условий их развития и наиболее полной реализации?
В Психологическом словаре дается следующее определение способностей: «Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной продуктивной деятельности... Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления». На основании этого определения мы не можем до выполнения индивидом какой-либо деятельности «теоретически рассчитать» и предсказать способность, так как отсутствуют категории, опосредующие переход от предельно общего понятия «индивидуально-психологические особенности» к его конкретным частным выражениям. Но это определение дает возможность по результатам деятельности индивида эмпирически обнаружить наличие способности или констатировать ее отсутствие. Следовательно, определение не раскрывает внутренней природы способностей, на что указывал еще В.Н. Мясищев1, но дает ключ к их эмпирическому изучению. Всегда можно по результатам деятельности отобрать наиболее эффективных индивидов и подвергнуть детальному обследованию их индивидуально-психологические особенности.
Таким образом и происходит изучение способностей к конкретным видам деятельности на протяжении последних 50 лет. В результате составлены детальные качественные описания математических (В.А. Крутецкий), педагогических (Н.В. Кузьмина), музыкальных (Б.М. Теплов) и ряда других способностей, при том что теоретико-методологические основы (т.е. методология проведения исследований, понятийный аппарат, определение основной категории) не претерпели за это время сколько-нибудь существенных изменений. Подобная устойчивость может быть показателем того, что в теоретической разработке психологии способностей сделано либо уже практически количественные различия в выраженности интеллектуальных функций у способных и неспособных индивидов и не учитывается возможность качественных различий в способах их связи (т.е. нетождественности структур, отражающих наличие или отсутствие способности). Однако отбрасывать такую возможность нельзя. В связи с этим корреляционный анализ должен проводиться раздельно на двух контрастных по критерию эффективности деятельности выборках, что позволит описать и сравнить изображенные корреляционными плеядами структуру способности (по группе успешных индивидов) и структуру, где способность отсутствует или не может сформироваться (по группе неуспешных индивидов).
Можно высказать некоторые предварительные гипотезы относительно возможных взаимосвязей свойств в структуре способности.
1. Ускоренное фронтальное развитие профессионально необходимых умений и навыков, которое обеспечивает успешное овладение соответствующей деятельностью, возможно только при условии синергичных отношений между свойствами, лежащими в их основе. Еще В.Н. Мясищев говорил, что «способность — синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности». Подобные взаимоотношения между свойствами личности, а также между ними и формирующимися навыками могут быть отражены как положительные корреляционные связи. Напротив, в структуре личности менее эффективного работника должны содержаться антагонистические отношения между свойствами, необходимыми для овладения деятельностью (либо прямо между формирующимися навыками). При наличии антагонистических взаимоотношений развитие одних свойств ведет к подавлению других, что и ставит предел профессиональным достижениям. Такие отношения могут проявиться как отрицательные корреляционные взаимосвязи между свойствами личности, которые в равной степени необходимы при овладении профессией.
2. Наиболее полным, фронтальным развитие может быть лишь в том случае, когда максимально необходимое для успешного профессионального становления число личностных характеристик положительно взаимосвязано между собой, т.е. способно взаимоусиливать друг друга в процессе развития. О наличии такой тенденции косвенно свидетельствуют, например, данные исследования Л.Н. Грановской, в котором общее возрастное развитие интеллекта характеризуется нарастанием межфункциональных корреляционных связей. Следовательно, наличие способности будет характеризоваться значительным количеством элементов, интегрированных в единый личностный комплекс, а об ее отсутствии можно заключить, когда регистрируются корреляционные взаимосвязи только между отдельными свойствами.
3. Поскольку в специализированной профессиональной деятельности отнюдь не все свойства личности одинаково необходимы на всех ее этапах, постольку даже у наиболее успешных работников формирование способности может сопровождаться не только развитием одних свойств, но и подавлением других. Следовательно, в структуре способности могут встречаться и отдельные отрицательно коррелирующие личностные характеристики. Однако поскольку подавляемые качества не оказывают отрицательного влияния на развитие способности и эффективность деятельности, постольку наиболее вероятны размещение их на периферии основного интегрированного комплекса и несвязанность их между собой. Напротив, наличие целостного комплекса свойств, отрицательно коррелирующего с комплексом профессионально необходимых качеств, является препятствием профессионального становления личности и воспринимается как отсутствие способности к данному виду деятельности (а может быть, и свидетельствует об этом).
4. Отличительной чертой, на основании которой можно выделить в структуре личности подструктуру способности, должна быть положительная корреляционная связь ее характеристик с объективными показателями эффективности деятельности и авторитетностью работника, так как логично предположить рост профессиональной успешности и авторитета в зависимости от уровня выраженности способности.
Практикуемые в настоящее время в профотборе непосредственные измерения различных профессионально важных свойств личности и интеллекта и выделяемые с помощью факторного анализа латентные характеристики, на которых эти свойства базируются, не могут дать адекватных представлений о профессиональных возможностях работника, так как наличие или отсутствие способности к тому или иному виду деятельности во многом определяется характером взаимосвязей самих этих свойств. Можно сказать, что именно тип образуемых внутриличностных микроструктур детерминирует профессиональное поведение человека и характеризует его возможности.