Психологическиеаспекты влияний организации

 

 В условиях организации, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица.

      Обычно  руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от  него в таких вопросах как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

      Суммируя  факторы, которые способствуют появлению  власти у подчиненных, Дэйвид Меканик заключает: «В той же степени, в какой одно лицо зависит отдругого, он или она потенциально подвержены власти этого другого лица. Внутри организации одно лицо делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию, которые мы определяем следующим образом: Информация включает знания об организации, людях, нормах, процедурах, методах. Люди – это все те, кто состоит в организации, от кого зависит организация. Инструментарий – это любой аспект физических средств организации или ее ресурсов.

     Руководитель  должен сознавать, что поскольку  подчиненные часто тоже обладают властью, использование им или ею в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, - непокорности. 
 Понятие психологического влияния.

     Влияние – процесс и результат изменения  индивидом или социальной группой  поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Механизмом направленного  влияния являются убеждения и  внушение, механизмом ненаправленного  влияния – подражание и заражения.

     Психологическое влияние – это воздействие  на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей  с помощью исключительно психологических  средств: вербальных, паралингвистических  или невербальных. 
 

     2.1. Классификация методов психологического влияния на личность.

     Методы  влияния:

     1. Убеждение – сознательное аргументированное  воздействие на другого человека  или группу людей, имеющие своей  целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения.

     2. Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

     3. Самопродвижение – объявление  своих целей и предъявление  свидетельств своей компетентности  и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества.

     4. Заражение – передача своего  состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение.

     5. Пробуждение импульса к подражанию  – способность вызвать стремление  быть подобным себе.

     6. Формирование благосклонности –  привлечение к себе непроизвольного  внимания адресата путем проявления  инициатором собственной незаурядности  и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

     7. Просьба –обращение к адресату  с призывом удовлетворить потребности  или желания инициатора воздействия.

     8. принуждение – угроза применения  инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения.

     9. Деструктивная критика – скрытое  побуждение адресата к переживанию  определенных состояний, принятию  решений или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором  своих собственных целей.

     В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так  как он зависит от людей, как в  пределах своей цепи команд, так  и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, так как руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она – начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

     Если  руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с  многочисленными  «неуправляемыми» силами, он или она  не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения, целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».

     Рассмотрение  в качестве субъекта власти всей организации  в целом важно для анализа  эффективности принятой системы  управления и организационной структуры. Власть в организации оказывает  воздействие на каждого из ее сотрудников, но эффект от этого воздействия может сильно варьировать. Любой системе управления и организационной иерархии требуется психологическая поддержка коллектива организации, минимальный уровень ее принятия и осознания ее необходимости. Психологические аспекты потребностей в чувстве сопричастности иерархии власти и осознания ее необходимости, равно как и восприятие имиджа власти в организации, очень трудно выявить, адекватно формализовать и сделать доступным для изучения и оценки.

     На  глубинном уровне исследователи  ставят вопрос об изучении потребностей в чувстве сопричастности организационной власти, о внутренней лояльности к существующей системе управления. Традиционно эти вопросы интересуют менеджмент организации. Получение достоверной информации затрудняется высоким уровнем социальной желательности и низкой валидностью методов исследования. Приоритетными считаются методы глубинного интервью, анонимное анкетирование и экспертные оценки.

     Информация, которая может быть получена в  ходе подобных исследований, используется для улучшения психологического климата в коллективе, а в некоторых ситуациях - для совершенствования существующей системы управления.

     На  уровне восприятия рассматривается  имидж власти. Традиционно менеджмент организаций стремится к формированию позитивного имиджа власти. Полученная в ходе исследования информация может использоваться для оценки эффективности проведенной менеджментом работы, а также для внесения корректировок в политику компании. Методы получения информации – экспертная оценка и специальные опросы.

     На  внешнем уровне исследователями  могут рассматриваться принятые в организации средства психологического воздействия - агитация, принятая система распространения информации. К этой же категории относятся психологические приемы повышения эффективности управления.