Методы исследования памяти

1. Десять слов. А.Р. Лурия. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).

2. Пиктограммы А.Р. Лурия. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.

3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона). Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге.

5. Тест зрительной и слуховой памяти. Мейли (R. Meili ,1961)

5. Индивидуальные различия памяти. Приемы эффективного запоминания.

Память  это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано.

Индивидуальные различия в процессах памяти. Индивидуальные различия в памяти людей проявляются:

в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается.

Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти (количественные характеристики) выражаются в:

скорости,

точности,

прочности запоминания,

объеме запоминания,

готовности к воспроизведению.

Качественные различия - доминирование тех или иных видов памяти:

зрительной,

слуховой,

двигательной и др.

Различные сочетания:

зрительно-двигательная,

зрительно-слуховая,

двигательно-слуховая память.

Скорость запоминания - число повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала.

Прочность - сохранение заученного материала и в скорости его забывания.

Готовность памяти к воспроизведению - насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения.

Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания.

Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

Виды памяти:

образная,

словесно-логическая,

эмоциональная память.

зрительная,

слуховая,

двигательная,

осязательная.

обонятельная.

вкусовая.

память на числа,

память на имена,

память на лица,

мгновенная (иконическая) память - удержание информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки, длительность 0,1—0,5 секунд - образ.

кратковременная - хранение информации в течение короткого промежутка времени (несколько десятков секунд, в среднем 20—40),

оперативная память - хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней), срок определяется задачей и рассчитан только на ее решение.

долговременная,

генетическая память - хранится в генотипе, передается по наследству, механизм запоминания информации - мутации и изменение генных структур.

опосредованная,

непосредственная,

непроизвольная,

произвольная.

Формы нарушений мнестической деятельности:

1. Нарушение памяти, ее потеря называются амнезией.

2. Нарушение динамики мнестической деятельности;

3. Нарушение мотивационного компонента памяти.

Использование рациональных приемов запоминания - условие продуктивности произвольного запоминания.

Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления.

Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминание.Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Составление плана заучиваемого материала - включает в себя три момента:

1) разбивка материала на составные части;

2) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму.

Сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах.

Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути.

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным.

Классификация, систематизация материала как более сложные приемы произвольного запоминания основаны на ассоциировании по сходству и по контрасту.

Образные связи, на которые широко опирается логическая работа над материалом,повышают осмысленность и прочность запоминания. Там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Воспроизведение - одно из важных средств запоминания, выступает в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. К этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала.

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием..

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами:

1. Частичный способ - по частям,

2. Целостный способ - весь сразу,

3. Комбинированный способ - весь и по частям.

Наиболее рациональный - комбинированный способ, а наименование рациональный - частичный.