Понятие психологической готовности личности к поведению в экстремальной ситуации

Под психологической готовностью понимается система психических и психофизиологических характеристик субъекта обеспечивающего успешность и результативность определенных действий и деятельности.

С точки зрения психофизиологический процесс психологической готовности можно рассматривать как подготовку ряда мозговых систем организма, которые будут задействованы в той или иной ситуации.

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно- сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным - от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.

Понятием «готовность» в литературе, таким образом, обозначаются:

- условия и регулятор деятельности;

- психологическое состояние,

- установка;

- наличие у субъекта определенных потребностей;

- синтеза свойств личности и т.п.

Нам представляется наиболее полным и точным определение психологической готовности, данное В. Дружининым: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности».

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя, по мнению В.А. Кулганова, исследование адаптационного потенциала личности.

Адаптационный потенциал личности определяется В.А. Кулгановым как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений.

Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих – общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним.

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С.Ю. Добряком как синоном понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации.

С.Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По её мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты.

Некоторые общие, основные черты. Как правило, личностный адаптационный потенциал:

- рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков: самооценки, самоконтроля, психической устойчивости, мобилизационности, коммуникативных качеств и др., обусловливающих эффективность психической адаптации;

- имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию

- включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;

- определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

- связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Как правило, в связи с исследованием адаптационного потенциала личности изучаются её устойчивость к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, мобилизационность, самоконтроль.

Устойчивость. Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Люди с высокой психологической устойчивостью к стрессам, деятельности в нестандартных ситуациях, как правило, не нуждаются в специальной психологической подготовке. Исходя из данных исследований, выявлено, что обычно такие люди уже одним своим присутствием положительно влияют на других людей в чрезвычайных стрессовых ситуациях. Они часто становятся спонтанными лидерами и берут на себя принятие решений. Люди невольно прислушиваются к их указаниям. Наоборот же, у людей с низким уровнем психологической устойчивости чаще происходят эмоциональные и физические срывы. Такие люди нуждаются в индивидуальной или групповой психологической подготовке и коррекции.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что устойчивость положительно связана с самоконтролем, мобилизационностью, психологической гибкостью, смелостью, интеллектом, оптимизмом, и отрицательно - с нейротизмом, напряженностью, депрессией, чувством вины, тревожностью, педантизмом, подозрительностью, агрессивностью.

Мобилизационность - способность к мобилизации и активизации деятельности. Люди с высоким данным показателем обладают способностью сразу же, в доли секунды наметив план, начинать действовать. При грамотной подготовке людей, своевременных и правильных их действиях, это качество наиболее важно в экстремальных ситуациях.

Мобилизационность положительно связана со смелостью, эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, самоконтролем, общительностью, доминантностью, силой нервной системы, коллективизмом, психологической гибкостью, и отрицательно - с невротичностью, депрессией, тревожностью, напряженностью, пессимизмом, чувством вины, страхом, подозрительностью.

Самоконтроль - умение личности контролировать своё психическое состояние и поведение и управлять ими. Люди с высокой степенью самоконтроля способны адекватно и критично оценивать свои поступки, делая на основании этих оценок правильные выводы.

Самоконтроль положительно связан с эмоциональной устойчивостью, общительностью, силой нервной системы, смелостью, совестливостью, оптимизмом, игровым потенциалом, мобилизационностью, юмором, доминантностью, сексуальностью, коллективизмом, приобретательством.

С. Чермянин, автор многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», выделяет следующие понятия, характеризующие адаптационный потенциал личности:

- поведенческая регуляция (ПР) — это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал); Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль.

Согласно данным этих исследований А.Д. Ганюшкина выявляются основные характеристики у людей с высокой и низкой готовностью к действиям:

Люди с высокой психической готовностью к деятельности в экстремальных условиях характеризуются высокими значениями показателей устойчивости, мобилизационности, самоконтроля, интеллекта, смелости, психологической гибкости, оптимизма, сильной нервной системы, уравновешенных нервных процессов.

Люди с низкой психической готовностью к деятельности характеризуются высокими значениями показателей агрессивности, доминантности, депрессии, страха, невротичности, чувствительности, подозрительности, чувства вины, напряженности, нейротизма, злопамятности, педантичности, тревожности, изменчивости настроения, возбудимости, пессимизма и экзальтированности.

Таким образом, психологическая готовность к деятельности рассматривается по-разному в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности и подразумевают под нею общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя исследование адаптационного потенциала личности, то есть её устойчивости к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, способности к мобилизации и активизации деятельности, самоконтроля.