Характеристики трансформации протекания психических процессов в экстремальной ситуации

Ситуация называется экстремальной при наличии в ней экстремальных факторов. Понятие “экстремальные факторы” предполагает, что они вызывают в организме предельно допустимые по тем или иным соображениям изменения. “Совокупность всех неспецифических изменений, возникающих под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма” Ганс Селье назвал стрессом.

Исследователями выделены следующие субсиндромы стресса:

Когнитивный: изменение восприятия и осознания информации, поступающей в экстремальной ситуации к человеку; изменение его представления о внешнем и внутреннем пространстве, направления мышления и т.д.

Эмоционально-психологический: применение общения людей в стрессогенных ситуациях, которые могут проявляться как в сплочении, увеличении взаимопомощи, так и в самоизоляции, склонности к конфронтации с окружающими и т.д.

Вегетативный: возникновение тотальных или локальных физиологических стрессовых реакций, имеющих адаптационную сущность, но становящихся основанием для развития так называемых болезней стресса при определенных условиях.

В современной литературе термин “стресс” встречается как обозначающий следующее понятие:

1) сильное неблагоприятное влияние воздействия на организм;

2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стресса;

3) сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

4) неспецифические черты физиологических, психологических расстройств организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5) неспецифические черты физиологических, психологических реакций организма, возникающих при его различных реакциях.

При превышении диапазона действия определенных параметров (физиологически особая среда, объективная сложность самой задачи, характер действия стимула), ситуация приобретает характер экстремальности.

Одно из первых проявлений влияния эмоций, возникающих в экстремальной ситуации, на мышление – это возникновение экстатичной либо дискомфортной окраски мыслительных образов, представлений, намерений и т.п. Одним из его проявлений может быть активизация дискурсивно-логического мышления. С одной стороны, возможно, усиление интегративного осмысления всей информации, которой располагает субъект (о текущем моменте; извлекаемой из фондов памяти и как продукта ассоциаций, представлений и т.д.). Оно выражается в композиционной концептуализации стрессогенной ситуации, ведущей к сравнительно упрощенному схематизированному представлению о ситуации с выделением главных, по мнению субъекта, аспектов и отсеиванием малозначимых. С другой стороны, возможно, увеличение дезинтегративного (дифференцированного) осмысления такой информации. Его выражением является декомпозиционная концептуализация экстремальной ситуации и всей информации, ассоциируемой с ней. В результате расширяется сфера осмысляемой информации, поступающей к индивиду в текущий момент. Оба эти типа имеют адаптационно-защитное значение и направлены на овладение стресогенной ситуацией.

Л.А.Китаев-Смык выделяет также виды активизации мышления по направленности интересов личности.

Характеристики активизации мышления при различной направленности личности:

Экстраверт (“вовне”)

Положительное

Усиление интенсивности анализа стрессогенной обстановки в поисках выхода из ситуации для всех членов группы, для блага других.

Отрицательное

Ищется выход только для себя, в ущерб другим и т.д.

 

Интроверт (“в себя”)

Положительное

Интенсификация решения актуальных задач, творческая активность, обострение интуиции за счет углубленности “в себя”.

Отрицательное

Уход от решения проблем.

 

 

Кроме того, интровертам в экстремальных условиях свойственно преувеличение размеров воспринимаемых объектов и увеличение ошибок при учащении темпа предъявляемого материала. Тогда как экстраверты преуменьшают размеры объектов и делают меньше ошибок при интенсификации темпа работы.

При мыслительной растерянности, эмоциональной подавленности, осознании “неразрешимости” стрессогенной проблемы может проявиться “псевдоуход” от ее решения. Данная стадия, как правило, необходима для возникновения инсайта. “Анализ стрессового инсайтного мышления выявляет в нем феномен взаимной “экспансии” сознания и неосознаваемых психических процессов (подсознания)”. Именно в этом ракурсе, по мнению Китаев-Смыка, следует рассматривать феномены так называемой субсенсорной чувствительности, “замедления” времени и другие. “Возможно, с такого рода “экспансией” связано возникновение и других иллюзий”.

Еще одним выражением экстатичной окраски процессов может быть гиперактивизация мышления: навязчивые мысли, образы, бесплодное фантазирование, мнительность. Исследователи связывают с ней гипернастороженность, проявляющуюся в виде бессоницы, то есть защитного бодрствования, боязливости и т.п. Их сопровождают гиперэмоциональность, гиперподвижность.

Уход” от решения стрессогенных проблем может происходить путем уменьшения мыслительной активности, в чрезвычайно критических ситуациях – за счет физиологических механизмов (обмороки, нарколепсии). Вызывают интерес амнестические состояния, возникающие в экстремальных ситуациях: при наличии дееспособности нет запоминания происходящих в стрессе событий. Либо же в памяти сохраняется информация обо всей ситуации, лицах, за исключением стрессогенных для субъекта. Уменьшение умственной активности субъективно переживается как “толчение” мыслей на месте, их “застопоренность”.

При выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях возникает состояние психической напряженности, оказывающее сильное влияние на ее эффективность. В зависимости от этого выделяют состояние напряжения (положительный, мобилизующий эффект) и напряженности (снижение устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезориентации деятельности). Характер этого воздействия определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, ее мотивацией и т.д.

В.Л.Марищук обозначил следующие признаки классификации напряженности:

1. Характер нарушений в деятельности.

1.1.Тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций (особенно переключение внимания), затрудняется формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях.

1.2.Импульсивная форма – увеличение количества ошибочных действий при сохранении или даже возрастании темпа работы. Выражается в склонности к малоосмысленным, импульсивным действиям, забывании инструкций (даже простейших), неоправданной спешке, суетливости. Характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

1.3.Генерализованная форма – сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, одновременное снижение темпа работы и нарастание ошибок, что приводит к полному срыву деятельности. При этом нередко сопровождается чувством безразличия, обреченности и депрессии.

2. Сила, стойкость этих нарушений.

2.1.“Незначительная, быстро исчезающая;

2.2.Длительная, сказывающаяся на процессах деятельности;

2.3.Длительная, резко выраженная, не исчезающая, несмотря на профилактику”.

Н.И.Наенко указывает, что оперативное мышление и оперативная память наиболее уязвимы при наличии психической напряженности. Они утрачивают устойчивость и подвижность и могут приобретать ригидный характер, что практически ведет к срыву выполняемой деятельности. В эмпирических работах это проявлялось в удлинении межответного периода, пропусках и многочисленных повторах, приобретавших характер фиксированных персевераций, несмотря на исправления экспериментатора. На фоне дезорганизации мыслительных и мнемических процессов в целом, в отдельные периоды деятельности у испытуемых отмечалось определенное мобилизующее влияние эмоциональной напряженности. Неблагоприятные изменения процессов мышления, возможные в экстремальной ситуации, сказываясь на целеполагании, ценностных ориентациях, могут существенно менять напрвленность решений человека, деформируя его личность.

Влияние эмоциональной напряженности сказывается и при увеличении времени при решении сенсорно-перцептивных задач. При решении интеллектуальных заданий уменьшение времени происходило за счет нарушения точности.

Согласно мнению Хебба, при повышенном уровне эмоционального тонуса человека наиболее типично улучшение восприятия, увеличение быстроты и энергии действий, объясняемые “ростом напряжения в ретикулярной формации мозгового ствола, что облегчает прохождение нервных импульсов в кору головного мозга”. Ц.П.Короленко отмечает, что, с другой стороны, известно о дезорганизации деятельности при чрезмерно высокой активации: значительно нарушается последовательность действий.

Как показывают исследования, когнитивные процессы при стрессе характеризуют (при сравнительно небольшой экстремальности стрессора) обострение внимания и мышления, инсайтные решения. Это, вероятно, связано с интенсификацией функций не только сферы сознания, но и неосознаваемых процессов мышления. Увеличение экстремальности стрессора ведет к “сужению” внимания с потерей (невосприятием) информации, необходимой для успешной деятельности. В затрудненных условиях восприятия возможно его искажение в виде иллюзий, которые, наверно, являются результатом “взаимной экспансии” сознания и неосознаваемой сферы мышления. При стрессе может возникать “рассеянность” внимания, невозможность сосредоточения на одном предмете. “Изменения субъективных факторов экстремальной среды изменяют ее стрессогенный эффект”. Вероятность изменения этих факторов определяет возможность и методы управления когнитивными и другими проявлениями стресса.

Исследованиями психологов доказано, что действия стрессоров влияют на когнитивные процессы. При этом они могут как ухудшаться или улучшаться, так и оставаться неизменными.

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность)

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации.

Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подразделяется на непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции и патологические состояния – психогении (реактивные состояния). Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях обычно сохраняются работоспособность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т.п.

В отличие от непатологических реакций патологические-психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.

Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия. Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей. Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не столь индивидуальна, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В-третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

Наиболее часто наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 группы – непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы.

Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций (Александровский, 2001)

Реакции и психогенные расстройства

Клинические особенности

Непатологические (физиологические) реакции

Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности

Психогенные

патологические

реакции

Невротический уровень расстройств – остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Психогенные

невротические

состояния

Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства – неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Реактивные психозы

Острые

Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью

 

Затяжные

Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы

 

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции), а также состояния паники.

Среди реактивных психозов в ситуации массовых катастроф чаще всего наблюдаются аффективно-шоковые реакции и истерические психозы. Аффективно-шоковые реакции возникают при внезапном потрясении с угрозой для жизни, они всегда непродолжительны, длятся от 15–20 минут до нескольких часов или суток и представлены двумя формами шоковых состояний – гипер- и гипокинетической. Гипокинетический вариант характеризуется явлениями эмоционально-двигательной заторможенности, общим «оцепенением», иногда вплоть до полной обездвиженности и мутизма (аффектогенный ступор). Люди застывают в одной позе, их мимика выражает либо безучастность, либо страх. Отмечаются вазомоторно-вегетативные нарушения и глубокое помрачение сознания. Гиперкинетический вариант характеризуется острым психомоторным возбуждением (двигательная буря, фуги-формная реакция). Люди куда-то бегут, их движения и высказывания хаотичны, отрывочны; мимика отражает устрашающие переживания. Иногда преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока. Люди дезориентированы, их сознание глубоко помрачено.

При истерических расстройствах в переживаниях человека начинают преобладать яркие образные представления, люди становятся крайне внушаемыми и самовнушаемыми. На этом фоне нередко развиваются нарушения сознания. Для истерического сумеречного помрачения сознания характерно не полное его выключение, а сужение с дезориентировкой, обманами восприятия. В поведении людей всегда находит отражение конкретная психотравмирующая ситуация. В клинической картине заметна демонстративность поведения с плачем, нелепым хохотом, истероформными припадками. К числу истерических психозов относят также истерический галлюциноз, псевдодеменцию, пуарилизм.

Наиболее типичными проявлениями непсихотических (невротических) расстройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные невротические реакции, неврозы (тревоги, истерический, фобический, депрессивный, ипохондрический, неврастения).

Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характера, которые возникают как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время стихийного бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протекают с преобладанием эмоциональных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и депрессии) или психомоторных нарушений (состояния двигательного возбуждения, заторможенности).

Адаптационные реакции выражаются в легких или преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблюдаются у лиц любого возраста без какого-либо явного предшествовавшего им психического расстройства. Такие расстройства часто в какой-то степени ограничены в клинических проявлениях или выявляются в специфических ситуациях; они, как правило, обратимы. Обычно они тесно связаны по времени и содержанию с психотравмирующими ситуациями, вызванными тяжелыми утратами.

К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптационных реакций относят:

кратковременную депрессивную реакцию (реакция* утраты);

затяжную депрессивную реакцию;

реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокойства, страха, тревоги и т. д.).

К основным наблюдаемым формам неврозов относят:

невроз тревоги (страха), для которого характерно сочетание психических и соматических проявлений тревоги, не соответствующих реальной опасности и проявляющихся либо в виде приступов, либо в виде стабильного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники. Могут присутствовать другие невротические проявления, такие, как навязчивые или истерические симптомы, но они не доминируют в клинической картине;

истерический невроз, характеризующийся невротическими расстройствами, при которых преобладают нарушения вегетативных, сенсорных и моторных функций («конверсионная форма»), селективная амнезия, возникающая по типу «условной приятности и желательности», внушения и самовнушения на фоне аффективно суженного сознания. Могут иметь место выраженные изменения поведения, принимающие иногда форму истерической фуги. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответствовать представлению больного о психозе;

фобии невротические, для которых типично невротическое состояние с патологически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций;

депрессивный невроз – он определяется невротическими расстройствами, характеризующимися неадекватной по силе и клиническому содержанию депрессией, которая является следствием психотравмирующих обстоятельств. Он не включает в число своих проявлений витальные компоненты, суточные и сезонные колебания и определяется сосредоточением больного на психотравмирующей ситуации, предшествовавшей болезни. Обычно в переживаниях больных отсутствует проекция тоски на будущее. Нередко имеет место тревога, а также смешанное состояние тревоги и депрессии;

неврастению, выражающуюся вегетативными, сенсомоторными и аффективными дисфункциями и протекающую по типу раздражительной слабости с бессонницей, повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, пониженным настроением, постоянным недовольством собой и окружающими. Неврастения может являться следствием продолжительного эмоционального стресса, переутомления, возникать на фоне травматических поражений и соматических заболеваний;

ипохондрический невроз – проявляется главным образом чрезмерной озабоченностью собственным здоровьем, функционированием какого-либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и депрессией.