С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирова¬ния чел. и явл. автономной личност. стр-рой, осн. направлением развития к-рой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реаль¬ностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо¬культурным контекстом и охватывает все жизн. постранство от рождения до смерти.
Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего чело-вечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. «пос¬ле рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизн. цикла наступает в определ. для нее время («критический период»), что полноценно функционирующая личн. формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни чел., возникающим как следствие достижения определ. уров¬ня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий.
Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предпола-гает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1— 3 года)—мышечно-анальная—предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3—6 лет)—локомоторно-генитальная — способству¬ет формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6—12 лет)—ла-тентная — предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12—19 лет)—подростковая—закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20—25 лет) — ранняя зре¬лость — направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седь-мая стадия (26—64 года) — средняя зрелость — связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет—смерть)—поздняя зрелость— предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.
Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обуслов-ленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие—недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.
Общ-ву и чел. придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.
Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
1. Младенчество
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.
2. Раннее детство
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. У ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, a не торопят его, у ребенка вырабатывается самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека.
3. Возраст игры
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью и чувством вины.
От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качество перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка и не мешать ему фантазировать и затевать игры.
4. Школьный возраст
Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью сводной стороны и чувством неполноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.
Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
5. Юность
При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
6. Ранняя зрелость
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.
Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.
7. Средняя зрелость
Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.
Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
8. Поздняя зрелость
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.