Формирование личности, динамика личности и психологическая типология в концепции Юнга

А. п. создана швейц. психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисл. последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психич. процессам. В психоанализе и А. п. есть общие катего¬рии и объяснительные принципы. Динамич. аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетич. категория, описываю¬щая разл. виды психич. активности. Либидо существует в фор¬ме (желание) и форме активных действий.

Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных пере-живаний, то Юнг обратился к детству человеч. рода. На основе анализа обширно¬го материала клинич. и эксперимент, исследований, древних мифов, сказок, обы¬чаев, ритуалов примитивных народов, религ. учений, древних наук, таких как алхи¬мия, астрология, Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биол. вида «человек» и представляющего со¬бой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы явл. формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разраба¬тывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализую¬щий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, к-рое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознатель¬но стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противополож¬ное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намере¬ний. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень — противоположность Эго и Персоны), и на психич. функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивиру¬ет маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бес¬сознательное). Невротич. развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может пе-реместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее дей-ствие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрес-сивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнори¬рует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то бессознательное через сновиде¬ния напоминает о ней.

Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолева¬ет амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психи¬ки через символич. выражение психич. содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер, не основанный на сознательном намерении.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознатель-ного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя.

Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опы¬та, в результате к-рого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии чело-веч, жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/'Анимус), отноше-ние к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Са¬мость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциа¬ла, заложенного в центре личн. — Самости.

В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничнос¬ти), применяемый к событиям, к-рые имеют сходный смысл, происходят одно¬временно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применять¬ся к описанию предчувствий, совпадения нек-рых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т. о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, при¬чинности.

На основе идей Юнга возникла школа психол. мысли. Она оказала влияние также на формирование гуманистич., трансперсонального, экзистенциального и др. направлений науки и практики, л-ру и искусство.

Личность, по Юнгу, – чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны. Ни у одного другого теоретика личности нет столь сложного описания структуры личности.

Личность (душа, психика, «психологическая личность») состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию.

"Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту" (К.Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда "мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение".

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. "Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип".

<Нужно обратить внимание на то, что в соционике не следует отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость - далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.>

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им (Jung, 1921/1971), — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд (Hogan, 1976). Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя (Hogan, 1976).