Исторический аспект проблемы человека в науке

Античный период характеризуется попытками осмыслить проблемы сознания, души человека. Наиболее полные представления в области психологии содержатся в трудах философов, прежде всего Платона и Аристотеля. Согласно их точке зрения, душа существовала независимо от тела и соединялась с ним только после рождения, но в тоже время была причиной и целью всех жизненных функций человека.

В эпоху средневековья наступает богословский период развития психологии, когда господствовало представление о божественной сущности души и считалось, что ее изучение должно быть прерогативой теологии. В средневековом представлении душа рассматривалась как единство мистической стороны, обращенной к Богу и светской, обращенной к миру людей.

Следующий период можно назвать философским, он начинается в XVII веке, и характеризуется попытками осмыслить проблему психики с общефилософских позиций, которые были лишены какой-либо экспериментальной базы. Суждения о душе основывались на логических умозрительных построениях. Тем не менее, в этот период делаются важные выводы. Так Р. Декарт, опираясь на свои представления о душе человека, задумался над проблемой взаимосвязи душевных и физических процессов в человеке, и, таким образом, начал обоснование причинностной концепции поведения человека. Оригинальные взгляды о психике были разработаны Б. Спинозой и Г. Лейбницем.

Очередной период получил название «эмпирический». Он связан с началом систематических наблюдений за психическими явлениями и первыми попытками их систематизации. Делались попытки установить закономерные связи между явлениями психики и подтвердить их опытным путем. Сам термин «эмпирическая психология» был впервые употреблен Х.Вольфом в XVIII веке.

Начало научного этапа в развитии психологии относится к середине XIX века, когда начинает складываться система научно-исследовательских лабораторий, психологических кафедр в университетах. Основным методом исследования в этот период является эксперимент. Первым направлением экспериментальной психологии можно считать физиологическую психологию В. Вундта. В России основателем научной психологии является И.М. Сеченов, который заложил основы рефлексологии, опираясь на экспериментальные исследования.

Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.