Методология любой науки или научного направления задает общие принципы научного исследования.
Принцип системности. Он определяет следующие направления исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов; 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое.
Субординационный или иерархический принцип. при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства.
Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения.
В рамках принципа развития выделяются следующие задачи:
1.Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность).
2. Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой.
3. Проблема уровней развития (организации) личности.
Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными.