Понятие социального интереса у Адлера. Фикционный финализм

А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впоследствии отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией.

1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере).

2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.

3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости.

4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека.

5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.

6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.

Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в.

По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и цельности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма – идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Само понятие «стиль» было введено в психологию А. Адлером, создателем одного из классических течений психоанализа — «индивидуальной психологии». А. Адлер прямо называет его манерой, способом. Я. Бундулс определяет адлеровские взгляды на стиль как на «некоторое неповторимое единство, характеризующее устойчивые тенденции в поведении человека». Это определение сводит стиль жизни человека только к его поведению.

А. Адлер писал о том, что стиль характеризует также тенденции внутреннего развития индивида, особенности его восприятия окружающего мира; что, являясь следствием динамики развития чувств общности и неполноценности, он сам, сформировавшись, определяет их развитие. Согласно А. Адлеру, для достижения конечной «цели успеха» необходимо преодолеть чувство неполноценности. Это преодоление получило название компенсации. Стиль жизни выступает как «закон движения» человека, определяющий как его поведение, так и внутреннее развитие. Он тесно связан с направленностью личности индивида (характером конечной цели), его мотивацией. Как вид компенсации чувства неполноценности стиль жизни может различаться по успешности адаптации человека к требованиям общества. По этому критерию выделяются три основных стиля.

1. Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены социальному чувству. Человек успешно адаптируется к жизни в обществе.

2. Неудачная компенсация. Человек преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, который часто скрыт за комплексом превосходства. В качестве причин возникновения данного стиля А. Адлер выделяет как наличие органических недостатков, так и неправильное воспитание.

3. Сверхкомпенсация. Стремление к успеху переходит в стремление добиться превосходства над остальными людьми. А. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества.

Таким образом, кроме стилей, осуществляющих позитивную функцию адаптации к требованиям общества, выделяется негативный тип стиля. Стиль обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, он может оказаться непригодным в других.