Развитие идеи личности в отечественной психологии: типологический подход. Сравнительный анализ теорий личности первого этапа

Психология личности в России развивалась в четыре периода:

Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.

Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности.

Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, недифференцированность теоретических -подходов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологических знаний о личности социальной практикой.

Второй период – 30 – е – середина 60 – х годов 20 века.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской психологии.

Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годов 20 века.

Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, референтностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологический уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике.

Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста.

Личность является понятием, отражающим не только фактическое состояние индивидных и социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим его идеал. Идеал культурного человека «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Такой идеал трудно достижим, но главное в нем — это определение траектории развития и саморазвития человека. Сегодня ставится вопрос о необходимости развития творческой личности и ее базовой культуры, включающей культуру жизненного самоопределения, культуру труда, политическую, экономико-правовую, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного толерантного общения. Личность и развитие ее сущностных сил провозглашены в качестве ведущей человеческой ценности. Действительное, а не формальное решение проблемы развития ценностей связано с развитием ценностных ориентации личности, которые затрагивают все ее структуры. Ценностные ориентации характеризуются как устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности. К ним относятся идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают также в качестве основного компонента в системе диспозиций личности и ведущего механизма социальной регуляции поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания, культуры.

Речь также идет о формировании у личности состояния готовности к определенному способу действия, выражающемуся в ее ориентации на те или иные ценности материальной и духовной культуры. Общепсихологический подход к ценностным ориентациям заключается в рассмотрении их как элемента высших мотивационных структур жизнедеятельности личности. В соответствии с этим ценностные ориентации определяются как направленность личности на те или иные ценности (цели, стремления, идеалы).

К настоящему времени психология личности имеет явно выраженный междисциплинарный и наддисциплинарный статус. Междисциплинарность статуса личности определяется тем, что в составе многих из сложившихся научных областей (философии, логики, социологии, психологии, психиатрии, биологии, физиологии, генетики и др.) она диктует специфическое содержание, структурные и динамические особенности их развития и становления. Обращение к «личностному» обнаруживает себя в качестве всеобщего и необходимого ус-ловия становления различных областей психологии (общей, педагогической, развития, юридической, социальной, этнической и т.д.). Накопление теоретических и экспериментальных данных о личности в истории российской психологии происходило в контексте ее основных отраслей, а также в ряде смежных с нею наук: педагогике, философии, социологии, этике.

Наддисциплинарный статус идеи личности обусловлен присутствием в истории русской философской и социологической мысли основных категорий и способов интерпретации феномена «личность», задающих ценностное и предметное содержание для конкретных научных дисциплин. Исторический контекст оказывал прямое и косвенное влияние на способы существования, репрезентацию и трансформацию идеи личности, на переосмысление феномена «личность», его теоретическую, методологическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических концепций личности. Ко второй половине XIX в. четко обозначились два направления в изучении человека. Первое связано с естественно-научным пониманием человека (Н.Г Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.А. Бакунин, И.М. Сеченов и другие). Второе направление в изучении человека связано с традициями русского идеализма (К.Д. Кавелин, B.C. Соловьев, Л.И. Шестов, Н.Я. Грот, М.М. Троицкий, СЛ. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, И.О. Лосский, А.И. Введенский и др.). Факти¬чески на протяжении последующих десятилетий эти два на¬правления находились в противостоянии.

Формирование предпосылок развития психологии личности происходило не только в рамках философии и социологии. Не меньшее значение для последующего становления и развития личностной проблематики имели исследования отечественных ученых по психофизиологии, физиологии органов чувств, физиологии мозга, физиологии высшей нервной деятельности и другим естественнонаучным дисциплинам (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и др.)

Философско-социологические и естественно-научные предпосылки создали два типа рассмотрения личности: субъектный и объектный, следствием которых явились плохо совмещаемые друг с другом представления о различных сторонах и свойствах конкретного бытия человека. В дальнейшем это привело к потере «целостности» личности, постепенно приобретшей характер смысловой декларативной установки, которая, хоть и безоговорочно принималась и провозглашалась представителями обоих направлений, все же не была реализована в их исследованиях.

Исторически сложившийся первый тип построения психологии личности выделился в конце XIX начале XX в. Для этого периода наиболее существенным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог развития.

Логика «самоопределения» идеи личности в обозначенный период истории равным образом раскрывается в общих, закономерно сменяющих друг друга способах существования: в виде философской идеи (недостаточно определенной и операционально проработанной) и в виде совокупности своих феноменологических воплощений. Таким образом, «самоопределение» идеи личности можно трактовать как поиск дефиниций и наиболее адекватного для нее проблемного поля.

«Личностное», выступая в виде философской идеи, выразилось в ряде понятий, таких как «целостность», «гармоничность», «свобода», «всесторонность развития», «субъект», «субъект воления», «свобода воли», «оригинальность», «су-веренность», «гуманность», «идеальная личность», «интеграль-ная личность», «превращенная личность», «симфоническая личность», «индивидуальность». Совокупность феноменологических «воплощений», означавших для исследователей суть «личностного» и являвшихся предметом собственно психоло-гического анализа, отразилась в понятиях «сознание», «воля», «душа», «потребность», «активность», «темперамент», «ха-рактер», «нравственное поведение», «способности», «идеалы», «мотивы», «установки», «настроения», «нравственные чувства», «переживания».

Данный период существования идеи личности отразился в опыте построения целостных психологических концепций личности, сочетающих в себе философский и конкретно-психологический аспекты. Таковы концепция человека как интегрального феномена, характеризующегося логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов его личности (П.А. Сорокин); концепция развития личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм (М.М. Троицкий); идея целостной личности и ее пространственных границ (Л.П. Карсавин); попытка понять специфику познающего мир субъекта (Л.И. Шестов); учение о «вечном» человеке и о человечестве как едином существе (B.C. Соловьев); метафизическая трактовка личности (Н.Я. Грот); «цельные учения о человеке» (В.М. Бехтерев); намеченный Л.С. Выготским путь преодоления разрыва между описательной и объяснительной психологией в трактовке личности как «вершинной проблемы» психологии; опыт построения общепсихологической теории личности Д.Н. Узнадзе; теория Я как активного деятеля в среде М.Я. Басова; первая типология личности А.Ф. Лазурского и др.

На рубеже 20-30-х гг. XX в. становится популярным тезис: «Изучать человека как активного деятеля». Однако он не решал проблему активности, так как не была преодолена тенденция биологизации человека.