Уровень системной методологии психологии личности. Общая характеристика. Человек и его место в различных системах

Системный подход к изучению личности.

Асмолов:

По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма. Общая теория систем пришла из биологии. Объект системного анализа: развивающиеся системы.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство (Садовский).

Общие характеристики системы:

- целостность – несводимость к сумме частей и невыводимость из какой-либо части системы

- структурность – связи и отношения упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение системы

- взаимосвязь системы со средой – «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» характер

- иерархичность – каждый элемент системы может быть подсистемой или включать в себя систему

- множественность описания

Психологи каждый по-своему обращались к этим параметрам, и с 20х гг большинство исследователей личности пришли к тому, что личность можно понять только при изучении человека как целостности (Левин, Мюррей, Маслоу, Олпорт). Необходимость рассматривать человека не только как систему, но и как элемент других систем: полисистемное знание.

Человек и его место в различных системах.

Асмолов:

В настоящий момент антропоцентризм сменяется осознанием того, что ключ к пониманию природы человека лежит не в нём самом как неком телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь. Если человека рассматривать моносистемно, то и в биологии, и в социологии, и в психологии он предстаёт как замкнутый мир, взаимодействующий с другими столь же независимыми мирами – средой, обществом, Вселенной.

Системная методология анализа развития человека включает положения:

- о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества

- об изучении эволюции и истории порождающих человека систем

- об анализе целевой детерминации живых систем

- о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем

- о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.

В общей биологии «организм» исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций.

В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Человек как элемент в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести «двойную жизнь»: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). Системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта.