Методы измерения лицевой экспрессии

Для распознавания и измерения лицевой экспрессии исполь­зуют два основных метода: идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека и регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции.

Техника идентификации эмоций по выражению лица  разработана в 70-х годах в Кали­форнийском университете Паулом Экманом и его коллегами. РА5Т имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радос­ти—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции пред­ставлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей— лба; глаз—век и нижней части лица- Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгля­да. При пользовании РА5Т испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов. Он действует подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Второй метод оценки эмоций разработан П. Экманом совместно с У. Фризеном. Он получил назва­ние «система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении ана­томии лицевых мышц. В системе РАС5 выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, на­пример вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях- В системе также зафиксировано время начала и конца активности каждой мышцы.

П. Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, ко­торая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выраже­ние и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрес­сивные проявления шести основных (базисных) эмоций -- счас­тья, гнева, страха, печали, удивления, отвращения — универсальны и не зависят от культуры. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при переживании указанных основных эмоций. Каж­дая из них связана с определенной, фиксированной в генетичес­кой памяти программой движений лицевых мышц. П. Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы во время про­смотра фильма стрессового содержания одинаково выражают свои эмоции, если возле них нет соотечественников, и по-разному — в их присутствии. Наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмо­ций. Японцы более сильно маскируют свои негативные эмоцио­нальные переживания, демонстрируя более позитивное отноше ние к событиям, чем это имеет место на самом деле. Существова­ние механизма социального контроля доказывают так называемые кратковременные выражения лица, которые можно увидеть с помо­щью киносъемки. Во время неприятного интервью киносъемка выявила реальные и неконтролируемые эмоциональные реакции субъекта на стрессовую ситуацию. Они длятся в течение 1/8 — 1/5 с, а затем сменяются выражениями лица в соответствии с нормами, принятыми в той социальной среде, к которой принадлежит субъект! В социальной ситуации человек демонстрирует свою экспрессию, следуя правилам среды, определяющим — кто и какую эмоцию, кому и когда может показывать. Эти правила требуют усиления или ослабления, нейтрализации или маскировки определенных эмоциональных реакций.