МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАСТИЧНОСТИ

Повышенный интерес к изучению молекулярных механизмов памяти в 50—60-х годах был вызван работами известного шведс­кого нейрохимика X. Хидена, изучавшего роль рибонуклеиновой кислоты (РНК) в процессах памяти и положившего начало ис­следованию кодирования приобретаемого навыка последователь­ностью нуклеотидов РНК. Он изучал содержание РНК и белков в нейронах вестибулярной системы у обученных крыс и кроликов. Крыс тренировали взбираться по наклонно натянутой проволо­ке, к концу которой прикреплялась приманка- Кролики вращались в устройстве, напоминавшим детскую карусель. Оказалось, что освоение животными нового поведения сопровождалось рос­том синтеза РНК и белков. Предполагалось, что последующий синтез белка на матрице «обученной» РНК сохраняет приобре­тенную информацию («запоминающие белки»). Гипотеза X. Хиде­на о роли РНК в кодировании памяти была критически переоце­нена самим автором и не получила подтверждения опытами дру­гих исследователей. В серии работ, выполненных многими авторами, была установлена связь обучения с ростом синтеза ядерной и ци-топлазматической РНК во многих структурах мозга. Его блокада с помощью рибонуклеазы, вводимой разными способами (в струк­туры мозга, на его поверхность или внутрибрюшинно), у крыс и кроликов приводила к исчезновению ранее выработанных услов­ных рефлексов и затрудняла обучение новым навыкам. Однако до сих пор не доказана биохимическая специфичность белков, син­тезируемых в процессе запоминания. Поэтому роль РНК и белков в механизмах памяти исчерпывается их участием в восстанови­тельных процессах клеток, вовлеченных в активное функциони­рование. Позднее, в 70-х годах, исследователи пришли к выводу о том, что сохранение приобретенной информации связано не с РНК, а с ДНК.

Существенный вклад в понимание молекулярных механизмов памяти внесли Франсуа Жакоб и Жак Моно, которые во Фран­ции в 1961 г. впервые опубликовали результаты своих исследова­ний белкового синтеза у бактерий. Они описали сложную структу­ру генетического контроля со специальным механизмом, обеспе­чивающим адаптацию организма к воздействиям внешней среды. За эту работу, признанную теперь классической, они были удос­тоены впоследствии Нобелевской премии. Обычно бактерия ис­пользует в качестве источника углерода фруктозу или сахарозу. Но если ее перенести на среду, содержащую сахар лактозу, которую нужно предварительно расщепить, чтобы получить углерод, то часть молекул лактозы, проникая в клетку, запускает специаль­ный механизм, который изменяет репрессор — белок, подавляю­щий транскрипцию ДНК в РНК. Это делает возможным синтез фермента, необходимого для расщепления лактозы. Действие реп-рессора можно устранить с помощью других белков или гормонов. Таким образом, помимо структурных генов, хранящих информа­цию об организме, они выделили особые регуляторные белки, ко­торые, присоединяясь к ДНК или отделяясь от нее, контролиру­ют экспрессию генов.

Существует много моделей, объясняющих связь памяти с гене­тическими структурами нейрона. Большинство из них утверждает наличие единого процесса экспрессии генов, стимулируемого обу­чением. Она ведет к синтезу многих классов белков — рибосом-ных, синаптических структурных белков аксонных окончаний, энзимов (ферментов) для синтеза мембранных липидов.

 Двухфазная модель синтеза белков как основа долговременной памяти впервые была предложена Э. Глассманом (СИавхтап Е., 1969). Опираясь на результаты опытов других исследователей, по­казавших, что ингибитор синтеза белка у золотой рыбки одновременно вызывает блокаду синтеза РНК и дефицит памяти, он описал цепь молекулярных событий, определяющих долговремен­ное хранение информации, как последовательность: белок-1 ~ РНК — белок-2. Э. Глассман предположил, что белок-1, синтези­руемый во время обучения, является активатором для специфи­ческих генов, которые на следующем шаге кодируют РНК, опре-делящую синтез белка-2. Последний причастен к консолидации памяти. В результате синаптические связи, которые появляются меж­ду нейронами в процессе обучения, превращаются в постоянные.

Идеи Э. Глассмана получили подтверждение в серии работ X. Мэттиаса и его коллег, обративших внимание на наличие двух волн активации синтеза белков после обучения крыс различению стимулов. Первая волна белкового син­теза начиналась непосредственно после тренировки, в то время как вторая появлялась 6—8 ч спустя. Был сделан вывод, что две стадии формирования долговременной памяти требуют разных бел­ков: регуляторных и эффекторных соответственно.

Экспериментальные доказательства двух фаз активации синтеза РНК и белков при обучении крыс получены с помощью радио­активных методов. Регулярное измерение включенных в РНК и белки меченых предшественников в разные сроки после обучения обна­ружило отставленные во времени два пика активации транскрип­ции и трансляции. При обучении крыс активному избеганию содер­жание радиоактивных РНК и белка возрастает в течение первого часа после сеанса обучения и вторично на 6—10-м часу.