Критерии профессионального развития личности

Сущность, критерии и уровни развития профессионального самоопределения личности

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»;
И.С.Кон [11, c.45] говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г.Щедровицкий [23, с.27] отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»; выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 
2) практический (реальные изменения социального статуса человека).
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В.Франклу): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение можно рассматривать с разных позиций:
- как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход;
- как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе;
- социально-психологический подход;
- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность;
- дифференциально-психологический подход.
Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое - осознает себя как представителя того или другого пола, нациоальное - отождествляет себя с собственным народом. В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути - поиск мучительный, нередко безуспешный.
Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:
жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;
профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностного отношения к профессионально - трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней):
1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 
2) стремление мирно избежать данной деятельности; 
3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 
4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 
5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень) [8, с. 56].

Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет четко определить содержание профориентационной и профконсультационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения.
Как отмечает Н.С.Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:

1) профессиональное самоопределение - является более конкретным и его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям пока не выдают);

2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по - настоящему.

Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации.Главный момента этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.
Важным принципом данного типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.
Достижение эффективного результата обеспечивается применением различных психотехнологий: тренингов, игр, активизирующих опросников и др.
При проведении профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности формирования профессиональных намерений у школьников. Психолог И.С.Кон выделяет несколько этапов в этом процессе.
Первый этап - это первичный выбор, он характерен для учащихся младшего школьного возраста: в это время еще не возникает серьезных вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Детям известны лишь название профессии и некоторые внешние признаки (форма одежды, манера поведения, оценки окружающих и т.п.). Отсутствует выраженные интересы и склонности, адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития. Реализуется этот этап в детской игре, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли.
Второй этап - этап подростковой фантазии, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной профессии, проявляет интерес к ней. Но так же, как и младших школьников у подростков отсутствует адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития. На этом этапе, охватывающим примерно V-VП классы, работа с учащимися должна быть направлена прежде всего на знакомство с миром профессий, развитии интересов, склонностей к способностей школьников.
Третий этап - этап предварительного выбора профессии. Он приходится на старший подростковый возраст и часть юношеского. В этот период важно предоставить школьникам возможность попробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности. Здесь могут быть и разочарования, связанные с отсутствием каких-то навыков, недостатков психофизиологических ресурсов для выбранного вида деятельности. Но в силу пластичности нервной системы, перестройки организма и интеллектуальных функций, происходящих в этот период, важно помочь ученику осознать свои психологические резервы и оказать помощь в определении направлений подготовки к выбранной профессии.
Четвертая этап - этап практического принятия решения. Он связан с окончанием школы и поступлением на работу или в профессиональное учебное заведение. Данный этап, как пишет И.С.Кон, содержит в себе два компонента: выбор конкретной специальности и определение уровня квалификации будущего труда. Исследования показывают, что первоначально происходит выбор уровня квалификации (вуз, техникум, ПТУ и т.п.), а затем уже выбор конкретной специальности. Очень хорошо, когда выбор обусловлен интересами, склонностями и способностями школьника, когда учащиеся реально, представляет возможные трудности и проблемы, стоящие, перед ним при овладении данной профессией, и берет на себя ответственность за их преодоление и осуществление своей мечты [15, c.11].
Следует отметить, что психологическое содержание данных этапов отражает динамику развития личности школьника. Отсутствие элементов профессионального самоопределения, особенно в старших классах, неблагоприятно отражается на успеваемости, на эффективности взаимодействия со сверстниками, на психологическом самочувствии учащегося. И наоборот, высокий уровень профессионального самоопределения у школьников, создает для юношества жизненную перспективу, определяет направления развития и самосовершенствования, способствует росту духовности личности.
 ''Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший уровень для человека в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени;

— профессионализм — интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая и фиксирующая уровень соответствия человека требованиям профессии;

— профессиональная компетентность — интегральная профессиональная способность человека, означающая его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач;

— профессионал — человек, усвоивший ценностные ориентации в профессии, выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность средствами профессии;

— профессиональное развитие — процесс накопления качественных и количественных, прогрессивных и регрессивных изменений в психике человека как профессионала;

— профессионализация — процесс становления профессионала, приближающий человека к эталону специалиста;

— профессиограмма — документ, фиксирующий требования профессии к деятельности и личности специалиста;

— акмеограмма — документ, отражающий возможную индивидуальную траекторию продвижения человека к его профессиональному "акме".


^ Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии


"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") — это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Профессиональное "акме" — это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

Профессиональное "акме" — это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека изданном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей1. Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия"2.

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

 Виды профессионального "акме"

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости.

Общественно и объективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии. Общественно значимые профессиональные "акме" могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора. У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме"— это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер. Хотя субъективно значимые профессиональные "акме" не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профессии достижения, тем не менее для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде ("я уже прошел свой пик и рано или поздно об этом все узнают", — сказал о себе специалист).

Таким образом, показателями общественно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, заметно превышающие результаты высоких профессионалов в данной области. Показателями субъективно и личностно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, превышающие предыдущие результаты в труде данного человека. Эти виды профессиональных "акме" могут не совпадать. Наличие субъективно значимого "акме" не всегда признается социумом как объективно важные достижения. Признание успехов данного человека выдающимися, объективно значимыми не означает, что человек достиг своего субъективного максимума и "акме".

Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов.

Возможны:

— большое "акме" как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, как уровень, превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии (это "акме" называют одновершинным);

— малые "акме" как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека — предшествующие большому "акме", следующие за ним или заменяющие его (эти "акме" называют многовершинным).

Профессиональные "акме" могут отличаться друг от друга:

— по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, реже — годы;

— по масштабности, "калибру" (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека.

Профессиональные "акме" различны по своему месту в общем ходе профессионального развития:

— профессиональные "акме" могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;

— профессиональные "акме" могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развитии;

— профессиональные "акме" могут стать основой новых "акме", подъемов, инноваций.

Профессиональные "акме" могут не совпадать по своей внутренней структуре и включать:

— высокий уровень стабильных профессиональных результатов (плато), равномерно длящиеся достижения;

— несколько фаз, "скачков" резкой активизации деятельности.


 Критерии профессионального "акме"

в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности

При оценке наличия и характера профессионального "акме" у конкретного человека важно учитывать психологические показатели профессионализма и компетентности, сложившиеся в данной профессии и в профессиональном сообществе, а также психологические знания о профессионализме. Выявление и оценивание профессионального "акме" зависит от того, как понимается профессионализм, каковы показатели профессионализма и профессиональной компетентности, сложившиеся в данной профессии и в конкретно-историческое время.

Профессионализм — это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.

Профессионализм включает обеспечение человеком высокой результативности труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности во взаимодействии с другими людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому понятие "профессионализма" охватывает три стороны труда: профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала.

Профессиональная деятельность — это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и личным, материальным и духовным потребностям. Профессиональное общение — это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда; профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств повышения эффективности профессиональной деятельности. Личность профессионала — это совокупность психических качеств, свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда.

Психологическая сущность профессионализма может быть наиболее полно раскрыта на основе анализа соотношения уровней профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности профессионала. Личность профессионала определяет ценностные ориентации, внутренний смысл, профессиональный менталитет человека труда. Профессиональная деятельность отражает результат и процесс труда, значимость ее продукта для социума, использование современных технологий. Профессиональное общение характеризует климат, атмосферу труда, во многом определяющую ее эффективность. Профессионализм конкретного человека может быть достигнут за счет высокого уровня развития у человека профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности (или их всех вместе), что лежит в основе разных видов профессиональной компетентности.

Профессиональные "акме" могут состоять в овладении человеком высокими уровнями профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности. Поэтому показатели зрелости деятельности, общения и личности человека труда могут быть рассмотрены как критерии наличия видов и форм профессиональных "акме".

Показателями эффективности профессиональной деятельности являются:

1. Результативные показатели:

— эффективность, целесообразность, соответствие результата поставленным целям;

— результативность — наличие результатов в виде изменений в предмете труда, соответствующих ГОСТу в профессии, стабильность высоких результатов;

— экономичность, минимизация затрат ресурсов, времени и сил участников;

— производительность, количество продукции в единицу времени;

— оптимальность, достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил;

— получение результатов и владение приемами деятельности на уровне высоких образцов, эталонов профессии (профессиональное мастерство);

— постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество).

2. Процессуальные показатели:

— разнообразие задач профессиональной деятельности;

— использование социально приемлемых и гибких технологий;

— сформированность субъекта профессиональной деятельности (способность человека ставить цели, осознавать, регулировать деятельность);

— отсутствие деформаций в профессиональной деятельности (пропусков целей, звеньев и операций);

— опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично человеком;

— владение конкретными видами деятельности (специализация);

— владение несколькими смежными видами деятельности (универсализация);

— владение знаниями, умениями, навыками в профессии на уровне требований к уровням квалификации, разрядам и категориям, выработанным в профессии (квалификация).

Критериями наличия общественно значимого "акме" в профессиональной деятельности является достижение результатов в профессии, обративших на себя внимание коллег-профессионалов. Критериями субъективно значимого "акме" в профессиональной деятельности являются индивидуальные успехи человека, обозначающие для него лично превышение своих предыдущих результатов и достижение максимально возможного для данного момента результата.

У одной группы работников профессиональные "акме" складываются в деятельности и проявляются в результативности, целесообразности, технологичности труда, в соответствии результата социальному заказу, что обеспечивает деятельностную профессиональную компетентность человека.

У другой группы работников профессиональные достижения и соответственно профессиональные "акме" более заметны в сфере социальных отношений в профессиональной сфере, в умении получать высокие результаты в труде на основе высоких уровней профессионального общения, что определяет общенческую компетентность этих специалистов.

Показателями развитости профессионального общения являются:

— возрастание результативности профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении;

— наличие высокопродуктивной профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, владение приемами работы "в команде";

— проектирование новой профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения;

— обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррекции в совместной трудовой деятельности;

— создание условий для мобилизации резервов психического развития участников совместной деятельности;

— рациональное распределение функций и ролей в совместной трудовой деятельности;

— использование широкого спектра коммуникативных техник, исключающих манипулирование другими лицами;

— бесконфликтное сотрудничество с коллегами;

— изучение в ходе труда другого человека, сопереживание ему;

— анализ накопленных в профессиональном опыте других людей способов эффективного получения результата;

— учет интересов потребителей результатов профессиональной деятельности и формирование новых потребностей потребителя в результатах труда (маркетинг);

— обеспечение положительного психологического климата в профессиональной деятельности, создание психологического благополучия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятельности;

— конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, представление результатов своей деятельности (или результатов деятельности организации) на рынке труда;

— соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде.

"Акме" в профессиональном общении может состоять в описанных способностях, а также в умениях объединять коллег-профессионалов для решения нового круга задач профессиональной деятельности, в создании разного рода эффективных профессиональных сообществ.

Показателями зрелости личности профессионала могут выступать:

— понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

— способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

— проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;

— максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;

— выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;

— адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

— способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;

— умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;

— способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

— использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

— способность к выработке индивидуального профессионального оптимума;

— осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности;

— осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения;

— близость к профессиональному типу личности и сочетанию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности;

— отсутствие личностных деформаций;

— владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмеограммы.

Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые акме в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии, преобладание его над регрессивным вектором.

Высокие уровни сформированности у человека труда профессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью (Ю.Скжипчак)1.

Могут быть выделены группы профессиональной компетентности (компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:
— специальная (знание своего дела);
— технологическая;
— субъектная;
— профессиологическая (осведомленность в мире профессий);
— правовая;
— экономическая и т. д.
Компетентность в профессиональном общении и ее виды:
— коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);
— социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);
— дифференциально-психологическая;
— диагностическая (способность к изучению другого человека);
— этическая;
— эмпатийная;
— межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);
— конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:
— психологическая (умение изучать другого человека);

— индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);
— культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности),
— рефлексивная и др.