Личная профессиональная перспектива как возможный вариант модели профессионального самоопределения

Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. Данная схема ЛПП основана на схеме, предложенной Е. А. Климовым, и существенно дополнена ценностно-смысловыми компонентами (см. табл. 1).

В левой части таблицы — компоненты схемы построения ЛПП, а в правой — соответствующие вопросы для работы с клиентами. Если работа проводится с классом, то каждый вырывает обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же выписывает ответ (обычно на весь опросник затрачивается около 25—30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются (см. ниже).

Если это индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может использовать вопросы схемы построения ЛПП в беседе с клиентом. Обращаем внимание на то, что предпочтительнее ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента (например, в вопросе 8 справа спрашивается о недостатках, а слева — о возможностях и достоинствах клиента). Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла.

 

Компоненты ЛПП

Опросник по схеме построения ЛПП

 

(ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ)

 

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)       

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

 

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы       

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

 

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения    

3. Когда в России жизнь станет лучше?

 

4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)       

4. Задание: за 3 минуты написать названия профессий, начинающиеся с букв м, н, с. Если всего более 17 профессий, то это неплохо

 

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями      

4. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20—30 лет?

 

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)    

6. Выделите основные 5—7 этапов на пути к своей мечте

 

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы и т. д. (микроинформационная основа выбора)  

7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три, связанных с обучением в вузе или в колледже.

 

8. Представление о своих возможностях и недостатках, которые могут оказать влияние на достижение поставленных целей  

8. Что в Вас может стать помехой на пути к целям? (О лени писать нельзя, объяснение должно быть более конкретным.)

 

10. Представление о путях преодоления своих недостатков и оптимального использования своих возможностей      

9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?

 

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям      

10. Кто или что может помешать Вам в достижении целей?

 

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий      

11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

 

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) 

12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора?

 

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда    

13. В чем Вы видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобрести профессию и работать)?

 

14. Начало практической реализации ЛПП     

14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя. Что Вы делаете сверх хорошей учебы?)

 

Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП).

Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):

1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла — минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не знаю в какой»);

4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1—2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, ставит оценки и сравнивает с самооценками школьников.

Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — очень сложная, занимающая немало времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение 30—40 минут, то ее можно назвать профанацией.