Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. Данная схема ЛПП основана на схеме, предложенной Е. А. Климовым, и существенно дополнена ценностно-смысловыми компонентами (см. табл. 1).
В левой части таблицы — компоненты схемы построения ЛПП, а в правой — соответствующие вопросы для работы с клиентами. Если работа проводится с классом, то каждый вырывает обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же выписывает ответ (обычно на весь опросник затрачивается около 25—30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются (см. ниже).
Если это индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может использовать вопросы схемы построения ЛПП в беседе с клиентом. Обращаем внимание на то, что предпочтительнее ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента (например, в вопросе 8 справа спрашивается о недостатках, а слева — о возможностях и достоинствах клиента). Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла.
Компоненты ЛПП
Опросник по схеме построения ЛПП
(ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ)
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы
2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения
3. Когда в России жизнь станет лучше?
4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения)
4. Задание: за 3 минуты написать названия профессий, начинающиеся с букв м, н, с. Если всего более 17 профессий, то это неплохо
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями
4. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20—30 лет?
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)
6. Выделите основные 5—7 этапов на пути к своей мечте
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы и т. д. (микроинформационная основа выбора)
7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три, связанных с обучением в вузе или в колледже.
8. Представление о своих возможностях и недостатках, которые могут оказать влияние на достижение поставленных целей
8. Что в Вас может стать помехой на пути к целям? (О лени писать нельзя, объяснение должно быть более конкретным.)
10. Представление о путях преодоления своих недостатков и оптимального использования своих возможностей
9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям
10. Кто или что может помешать Вам в достижении целей?
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия?
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)
12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора?
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда
13. В чем Вы видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобрести профессию и работать)?
14. Начало практической реализации ЛПП
14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя. Что Вы делаете сверх хорошей учебы?)
Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП).
Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ (например: «Собираюсь поступать в институт, но не знаю в какой»);
4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1—2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, ставит оценки и сравнивает с самооценками школьников.
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — очень сложная, занимающая немало времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение 30—40 минут, то ее можно назвать профанацией.