Общая психологическая характеристика профессиональной деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его

последней книге «Деятельность. Сознание, Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней:

– уровень особых видов деятельности;

– уровень действий;

– уровень операций;

– уровень психофизиологических функций.

Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным элементам деятельности относятся: отдельная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности составляют ее психологическое содержание. Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребности человека – это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма развития его личности. Потребность побуждает человека к активности.

В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, опредмечивание потребности. В этом акте рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредмечивания меняет и потребность.  Она становится определенной, потребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям, то есть, одна и та же деятельность может определяться разными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к постановке цели (образ желаемого результата), которая требует выполнения действий, направленных на получение предмета, отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность. Действие –основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие «действия», выделяются следующие четыре момента.

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания. В виде постановки цели.

2. Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения.

3. Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Действия не столько реакции на внешние раздражители, сколько акции, направленные на достижение цели.

4. Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели.

Любая деятельность осуществляется в форме действий. Когда мы наблюдаем, какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность действий. Деятельность не имеют жесткой связанности. Одна и таже деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Способы осуществления действия называются операциями. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются, чем принципиально отличаются от действий.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив деятельности может переходить на цель действия, в результате чего действие превращается в другую деятельность.

Освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности. В.В. Давыдов выделяет четыре общих закономерности развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции,  превращаясь, друг в друга. В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается во внешней,  социальной среде,  а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека. Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения,  действиями и операциями). Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. Именно такой анализ должен иметь

место при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологических закономерностей ее освоения.

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу,  для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков,  иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием.

Занятие – это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию так же сопоставляют со специальностью.

Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову).

– заданные цели, представления о результате труда;

– заданный предмет (любая система, например, социальная, зна-

ковая, художественно-эстетическая и др.);

– система средств труда;

– система профессиональных служебных обязанностей;

– система прав;

– производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Существуют различные классификации профессий,  которые можно разделить на две группы:

– на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);

– на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда.

Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так по объекту труда различаются профессии:

– человек – живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.);

– человек – человек (врач, учитель, юрист и т.д.);

– человек – знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);

– человек – техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

– человек – художественный образ (артист, писатель и т.д.).

Все названные профессии могут различаться по целям:

– гностические (эксперт, ревизор и др.);

– преобразующие (токарь, учитель и др.);

– изыскательские (биолог-исследвоатель, композитор и др.).

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

– профессии ручного труда;

– профессии машинно-ручного труда;

– профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

Профессии различаются по условиям:

– профессии,  связанные с работой в условиях,  близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

– профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

– профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

– профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

– профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.

Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Так описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии – это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей:

объективные характеристики типового элемента и психологические

характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста – это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают Модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста,  которая исходит из предыдущей.