Основные этапы становления психологии труда

Безусловно, самое заметное место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана  в этот раздел Г. Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий. Особенный интерес представляет предложенная Мюнстербергом установка для отбора вожатых трамвая, позволявшая оценить скорость действий, с одной стороны, и осторожность и бдительность – с другой. Установка представляла собой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был назвать буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессии вожатого, т.е., говоря современным языком, моделировать действительность. Естественно, что такой подход позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов, количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшились, а популярность психотехники заметно возросла.

     Однако  работы, подобные описанной выше, были скорее исключением, чем правилом в  психотехническом решении проблемы профессионального отбора. Главным  недостатком психотехники было механическое понимание способности к деятельности как набора свойств, неизменных и не связанных между собой. Для диагностики способностей применялся набор кратковременных испытаний – тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики. В исторических условиях рынка начала XX в., где предложение труда всегда предвещает спрос, цели профотбора стали дополняться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими (сам Мюнстерберг придерживался принципа свободы от политики). Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человека к труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и кабинеты профконсультаций во многих случаях стали своеобразным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

     Тем не менее стремление психологии выйти  за рамки научных лабораторий, ощутить  реальную связь с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные  журналы, собирались международные психотехнические конгрессы. Однако в 1930-е гг. психотехника фактически прекратила свое существование и возродилась лишь несколько десятилетий спустя уже как психология труда. В качестве основной причины кризиса, который пережила психотехника, исследователи называют абсолютизацию объектного, каузального метода: «Объектный метод, игнорирующий целостность личности, роль сознательно-смысловой регуляции поведения, оказался неэффективным в решении задач профессиональной консультации (ибо мотивы, эмоциональные предпочтения – мощные рычаги компенсации функциональных дефектов, и поэтому прогнозирование профессионального успеха и удовлетворенности профессией невозможно лишь на уровне диагностики и прогностики функциональных возможностей личности). То же можно сказать и в отношении проблемы профессиональных достижений, освещающих функции организма, но игнорирующих сознательно-волевую сферу субъекта труда» (О.Г. Носкова).

     В дополнение к этому называют и  такую причину, как неспособность  многих психологов выйти за рамки собственно психологической науки и реализовать идею комплексного, культурологического подхода к изучению труда как важнейшего (если не ключевого) элемента культуры (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова). 

     Психология  труда в России на рубеже ХIХ–ХХ веков

    В России становление и развитие психологии труда как науки началось на рубеже ХIХ–ХХ вв. и неразрывно связано с деятельностью наших выдающихся соотечественников И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Г.Е. Шумкова и других. Появление психологии труда как самостоятельной дисциплины вызвано тремя обстоятельствами. Во-первых, развитием и концентрацией промышленного производства и связанным с ним ростом несчастных случаев. В этой связи Е.А. Климов и О.Г. Носкова [6, 8] отмечают возникновение следующих психологических проблем: 

Особенности  
социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX веков

Порождаемые  
ими проблемы

в психологии труда

    1. Развитие капитализма в России сопровождалось «губительным ростом несчастных случаев на производстве» (только на южных металлургических заводах в 1907 году на 43 тыс. работающих пришлось более 22 тыс. несчастных случаев)

    Это остро ставило проблему соответствия человека и его работы, актуализируя вопросы профотбора и профподбора

    2. Резкое увеличение технического оснащения производства, внедрение новых машин и оборудования     

    1) определять соответствие человека  и техники;

    2) ставило вопросы профессионально-технической подготовки рабочих

    3. Увеличение численности производственных коллективов на больших заводах и фабриках («Арсенал», Путиловский)

    Выдвигало проблему управления производством на научной основе, что сейчас называют менеджментом

 
   Во  – вторых, бурным развитием наук о человеке и обществе, в том  числе медицины, социологии, физиологии и психологии. В-третьих, рядом законодательных актов о труде и его безопасности, о защите прав трудящегося человека в случае увечья, принятых в конце ХIХ века большинством развитых стран Европы, а в 1903 г. и в России.

    Первоначально психология труда в России развивалась в той же последовательности, что и зарубежная индустриальная психология. В ее истории условно можно выделить следующие этапы, в основном соответствующие периодизации отечественной истории:

    1900–1917 гг. – развитие ПТ в дореволюционный период;

    1917–1920 гг. – годы революции и гражданской  войны; 

    1921–1936 гг. – развитие психологии в  годы социалистических преобразований;

    1937–1960 гг. – этап застоя и упадка  в связи с ее официальным  запретом в СССР;

    1961–1990 гг. – период бурного развития науки, в т.ч. психологии труда, инженерной психологии и эргономики;

    1991 по настоящее время – развитие  психологии труда на современном этапе.

    Многие  психологические исследования опережали  свое время, а часть из них даже начинала внедряться. Так, С.М. Богословский в 1913 году в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов. (Для сравнения: принятая тогда в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). Богословский предложил следующее понимание профессии: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…», но при этом она должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица».

    Среди исследований этого периода следует  отметить работы В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского по проблемам умственной работоспособности и утомления; работы Д.И. Журавского и И.И. Рихтера, рассматривавших отрасли хозяйства, как некие «сообщества»; а также идею А.Л. Щеглова, в 1909 году предложившего для изучения работоспособности человека новое направление – «эргометрию».  

Психология  труда в России в 1920-30-е гг.

    Психотехника. Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 году (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ). В том же году состоялась первая Всероссийская конференция по НОТ, под председательством В.М. Бехтерева. К 1923 году в СССР было около 60 организаций, изучающих проблемы труда. Среди них – ЦИТ в Москве, Центральная лаборатория по изучению труда при институте мозга в Петрограде, Институт НОТ в Казани, Институт труда в Харькове.

    С 1928 г. начал выходить журнал «Психотехника  и психофизиология» (с 1932 г. – «Советская психотехника»). Тогда же началась подготовка психотехников на базе МГПИ. В 1930 г. президентом Международной психотехнической организации был избран И.Н. Шпильрейн, что явилось несомненным признанием заслуг отечественной психотехники. Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А.К. Гастев (1882–1941), разработавший оригинальную систему научной организации труда (НОТ). Среди наиболее выдающихся советских психотехников можно назвать имена И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, С.Г. Струмилина, А.П. Болтунова и др.

    Однако  в последующие годы безработица  сократилась, потребность в профотборе снизилась. К тому же обнаружились недостаточная  надежность и валидность кратковременных испытаний, дававших неполную информацию о тех или иных свойствах личности. Назревал кризис внутри самой психотехники. В 1933–1934 гг. были отменены психотехнические испытания на железнодорожном транспорте и в угольной промышленности, а к 1939 году психотехника в СССР была полностью свернута.

    Отечественные историки ПТ выделяют три причины столь быстрого забвения психотехники. Главная среди них – разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задачи, которые были ими поставлены. Вторая причина, как считает О.Г. Носкова, заключается в неэффективности объектного метода, игнорирующего целостность личности и роль сознательно-смысловой регуляции поведения индивида. В качестве третьей причины Н.С. Пряжников называет «неспособность многих психологов выйти за рамки собственно психологической науки и реализовать идею комплексного культурологического подхода к изучению труда как важнейшего элемента культуры». 

Психология  труда в послевоенный период

    В послевоенный период ПТ развивалась  с учетом потребностей хозяйственной  жизни страны. В 1957 году психология вновь обрела государственный статус, а ПТ была обозначена как преемница психотехники. В том же году в Институте общей и педагогической психологии была создана лаборатория индустриальной психологии. В 1959 году в связи с созданием Б.Ф. Ломовым в ЛГУ первой кафедры и лаборатории по инженерной психологии в СССР начаты систематические исследования в этой области. С 1964 года под руководством Б.Ф. Ломова регулярно проводились всесоюзные конференции по инженерной психологии.

    В 1960 г. по инициативе Б.Ф. Ломова организована группа инженерной психологии в ЦНИИ комплексной автоматизации. Д.Ю. Пановым и В.Д. Небылициным на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР создана лаборатория инженерной психологии, а в 1961 г. кафедра и лаборатория инженерной психологии в МГУ (руководитель – проф. В.П. Зинченко).

    Активизация исследований в сфере психологии профессиональной деятельности связана  с открытием факультетов психологии при МГУ, ЛГУ, Ярославском, Саратовском  и некоторых других университетах  и созданием при них кафедр и лабораторий психологии труда, инженерной психологии, эргономики и других смежных направлений.

    В АН СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления с начала 60-х гг. ХХ века в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики.

    С момента открытия в 1971 г. Института  психологии АН СССР в нем была организована лаборатория психологии труда, а  в 1973 г. по инициативе Б.Ф. Ломова и В.Ф. Рубахина открыта лаборатория инженерной психологии. Исследование психологических проблем профессиональной деятельности в последующем проводилось по следующим направлениям: психофизиологическому, системотехническому, эксплуатационному и педагогическому.

    Окончательное статусное оформление психологии труда в самостоятельную науку произошло в 1980-е годы. Оно ознаменовалось созданием мощных научных и учебных центров в Московском, Ленинградском (СПбГУ) и Ярославском университетах, в которых сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные проблемы психологии труда. В Московском университете эти проблемы решаются в русле идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова; в СПбГУ – Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В Ярославском университете особое место занимает концепция система профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова.

    В настоящее время, как считает  Н.С. Пряжников, вопросы психологии труда часто поглощаются организационной  психологией: в моде больше психология управления, менеджмент, в которых  вопросы ПТ сближаются с проблемами социальной психологии. Все большее распространение получает термин «организационная психология и психология труда», объединяющий знания о труде в организациях и о человеке как субъекте труда.