Биологические предпосылки зарождения человеческой речи. Проблема интеллекта животных 

 

 

Общие предпосылки возникновения человеческой речи

Человеческая речь как средство коммуникации могла возникнуть только в определенных условиях, важнейшим из которых является физиологическая организация ее носителя, т. е. человека. Животные организмы, существующие на земном шаре, представлены поразительным разнообразием форм, начиная от низших, или простейших животных, типа одноклеточных, и кончая млекопитающими, наиболее развитым и сложным по своей физической организации видом, представителем которого является человек.

Ни одно из живых существ, за исключением человека, не обладает речью. Уже сам по себе этот факт говорит о том, что важнейшим условием возникновения речи является наличие определенного физиологического субстрата или определенной физиологической организации, наиболее ярко воплощенной в человеке.

Проблеме возникновения на земном шаре человека посвящено значительное количество специальных исследований, которое с каждым годом все время увеличивается. Само собой разумеется, что эта проблема обычно решается гипотетически, чаще всего на основе различных косвенных данных и предположений. Происхождение человека достаточно неясно, если учесть тот факт, что ближайшие родственники человека в животном царстве, человекообразные обезьяны, не обнаруживают никаких признаков эволюции, ведущей к превращению их в людей. Возникновение человека, по-видимому, обусловлено прежде всего наличием каких-то особых природных условий, способствовавших изменению физиологической организации животных предков человека.

Многие исследователи считают общим предком человека австралопитека. Он жил в местностях, уже в те далекие времена безлесных и пустынных, на западе и в центре Южной Африки. Отсутствие необходимости древесного образа жизни способствовало высвобождению его передних конечностей. Опорные функции уступали место хватательной деятельности, что явилось важной биологической предпосылкой возникновения в дальнейшем трудовой деятельности. Ф. Энгельс придавал этому факту огромное значение: «Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода, от обезьяны к человеку». «Но рука,-- замечает далее Энгельс,-- не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила...».

Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущий параллельно с этим процесс развития и приспособления ноги к прямой походке несомненно оказали также в силу закона соотношения обратное влияние на другие части организма. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Короче говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизбежно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности». «Труд начинается с изготовления орудий... Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства... Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса... Мясная пища содержала в почти готовом виде все наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ... Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрее и полнее совершенствоваться из поколения в поколение».

«Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных... Подобно тому как человек научился есть все съедобное, он также научился и жить во всяком климате... переход от равномерно жаркого климата первоначальной родины в более холодные страны... создал новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создал, таким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от животного. Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним».

Таковы были общие условия, в которых возникла человеческая речь, предполагающая наличие довольно высоко организованного физиологического субстрата. Однако одно лишь указание на необходимость подобного субстрата само по себе еще не дает достаточно ясного представления о физиологических предпосылках возникновения человеческой речи, если мы не рассмотрим более или менее детально некоторых особо важных свойств этого субстрата.

Особый интерес в этом отношении представляет способность живых организмов к отражению окружающей действительности, поскольку, как мы увидим в дальнейшем, эта способность является основой человеческой коммуникации, осуществляемой средствами языка

речь филогенетический физиологический мышление

3. Биологическое развитие человеческой речи

Не касаясь вопроса о фонетическом и синтаксическом сложении языка, имеющем уже обширную литературу, мы остановимся вкратце еще лишь на вопросе о финогенетическом развитии речи как символической формы выражения. Как известно, еще Дарвин указал, что человеческая речь развилась путем эволюции из выразительных движений.

Но есть основание полагать, что прежде всего речь произошла из разнообразных звуков, первоначально возникавших в виде простых рефлексов на внешние и внутренние раздражения, и последовательного развития на их почве сочетательных звуковых рефлексов в связи с разнообразными внешними раздражениями, причем это происходило частью путем постепенного приспособления звукового аппарата к звукоподражанию, частью путем постепенного изменения и осложнения рефлекторных звуков голоса с помощью развития отдельных движений губ и языка.

Чтобы подойти к решению вопроса о филогенетическом развитии речи в указанном смысле, необходимо сказать несколько слов об языке животных.

Вопрос о существовании языка у животных в настоящее время уже не может быть предметом спора. Общение между животными путем тех или других знаков является неподлежащим какому-либо сомнению фактом в виду целого ряда точно прослеженных наблюдений, которые приводить здесь было бы излишне.

Если иметь в виду позвоночных животных, то, как известно, их язык характеризуется разнообразными звуками, мимикой и выразительными телодвижениями. Всякий знает, что известные звуки, позы и телодвижения, принимаемые животными в тех или других случаях, как, например, в момент опасности, при решимости к борьбе, при ухаживании за противоположным полом и т. п., вполне понятны их сородичам.

Вообще позвоночные животные, кроме выразительных телодвижений, обладают довольно равнообразными звуками, которые сопровождают различные состояния и служат для выражения различных потребностей. Производившиеся фонографические записи звуков, произносимых обезьянами, показали, что эти звуки имеют определенное значение и могут быть понимаемы после их изучения даже человеком, а потому представляют собою в настоящем смысле слова язык, хотя и примитивного характера.

Таким образом, у высших позвоночных мы имеем язык, состоящий из мимики и примитивных звуков; эти-то звуки, очевидно, и послужили для последующего развития у первобытных людей языка, постепенно вырабатывающегося в членораздельную речь.

Последняя как важнейшее орудие общения между людьми, достигла своего полного развития лишь путем постепенного совершенствования и осложнения рефлекторных движений, которые связаны с деятельностью голосового аппарата, причем это совершенствование у различных наций, находясь под влиянием различных внешних условий, в которых жили народы, привело к поразительному разнообразию современных языков.

Вряд ли можно сомневаться в том, что развитие речи должно было идти рука об руку с развитием нервно-психической деятельности и в то же время должно было находиться в известном соотношении с развитием мимики.

С тех пор как первобытный человек, перейдя на вертикальное положение своего тела как обычное, получил в своей руке исключительный по развитию хватательный орган, представляющий собою замечательное орудие к познанию окружающего мира, этот же орган мог и должен был служить и для развития жестов, являющихся прямым дополнением мимики и небольшого количества звуков первобытных людей. Есть все основания полагать, что развитие мимики и жестов, выполняемых главным образом рукою, должно было достичь такой степени, что мимический язык и особен но язык жестов с пантомимическими движениями и небольшим числом звуков, частью рефлекторных, частью подражательных, удовлетворял на первых порах необходимым условиям обмена между первобытными людьми, представляя собою первичную человеческую речь.

Предположение, высказывавшееся некоторыми авторами, что язык вырабатывался произвольно путем соглашения, в настоящее время не заслуживает внимания и вполне справедливо отвергается видными авторитетами по языковедению .

Напротив того, можно считать более чем правдоподобным, что в дальнейшем язык, кроме рефлекторных и подражательных звуков, развивался в виде сочетательных рефлексов.

До сих пор многие авторы склонны рассматривать язык и его развитие стоящими в прямой зависимости от субъективной стороны психической жизни, иначе говоря, от ощущений и понятий, но при этом упускается из виду, что и сами ощущения и понятия суть субъективные явления, вызываемые внешними раздражениями, тогда как речь как движение должна подлежать общему закону развития двигательных актов, состоящему в первоначальном развитии простых рефлексов и в последовательном развитии в связи с ними все более и более сложных сочетательно-рефлекторных движений.

Мы полагаем поэтому, что и речь первоначально развилась в связи с мимикой и жестами в виде рефлекса, как дополнительная функция к функции дыхательных и жевательных органов. От функции дыхания в связи с большим или меньшим сокращением голосовых связок и различным раскрытием полости рта она заимствовала гласные звуки, от функции жевательных мышц — все то разнообразие движений языка, губ и мягкого нёба, которое необходимо для произношения согласных звуков. При всем том- устная речь, состоящая из разнообразных звуков, должна была развиваться под непосредственным контролем слуха, так как звуковой эффект слова, хорошо улавливаемый слухом благодаря евстафиевой трубе, открывающейся в полость зева, является наиболее тонким мерилом точности выполняемого сокращения голосовых связок и движения других частей ротовой полости.

Справедливость последнего, между прочим, подтверждается тем, что дети, выучившиеся говорить и затем оглохшие, снова забывают речь и становятся глухонемыми. Другим подтверждением сказанного служит значение звукоподражания в развитии речи.

Основными звуками языка, бесспорно, являются гласные, которые слышатся уже в рефлекторном крике младенца и которые мы можем различать также в крике многих животных. Но бесспорно, что у человека гласные представляют поразительное разнообразие по сравнению с тем, что мы имеем у многих животных. Это может стоять в зависимости главным образом от анатомических условий резонаторного аппарата полости рта и глотки. Есть полное основание полагать, что развитие как костных частей, образующих полость рта, так и мышечной системы языка и глотки стоит в прямой зависимости от способа питания, а это, в свою очередь, не может не отражаться последовательным образом и на более разнообразном развитии как согласных, так и гласных звуков.

Не говоря о более низших позвоночных, мы видим, что клюв птиц специально приспособлен для раскалывания скорлупы зерен, которые обыкновенно проглатываются неразжеванными, причем язык их играет лишь скромную роль осязательного органа, участвующего в глотательном акте.

Из млекопитающих хищники, питающиеся мясной пищей, развили себе острые зубы для откусывания частей пищи, которая в большинстве случае ими проглатывается также без разжевывания или, по крайней мере, без продолжительного жевания, благодаря чему язык и губы их не получили той виртуозной подвижности, как у человека.

Травоядные животные, правда, вынуждены долго пережевывать свою пищу, но последняя отличается такой грубостью, что и самые движения языка и губ не могли получить тонкого развития. Эти движения приспособлены только к грубому захватыванию и переворачиванию пищи для подстановки ее между зубами, получившими у этих животных особое развитие, наиболее подходящее для разжевывания трав.

Иначе представляется дело у человека, у которого язык и отчасти губы естественно должны приспособляться к разнообразным родам смешанной и притом более или менее нежной, подвергающейся предварительной обработке пищи, вследствие чего и способность их к разнообразным движениям достигает значительно большего развития, нежели у всех других животных.

Имеются основания полагать, что условия питания человека уже в первобытную эпоху его существования в связи с развитием руки и употреблением огня постепенно изменились соответственным образом благодаря тому, что с незапамятных времен человек имел уже дело большею частью с предварительно приготовленной пищей. Это обстоятельство, без сомнения, и привело, в конце концов к тому, что передняя часть лица, устройство языка, мягкого нёба и постановка зубов постепенно преобразовывались в благоприятном смысле для производства тех разнообразных движений, которые лежат в основе произношения согласных звуков. Вместе с тем резонаторная часть полости рта оказалась более благоприятною для соответственного и более разнообразного произношения гласных звуков.

Само собою разумеется, что измененные способы питания могли создать лишь соответствующие анатомические условия для лучшего развития тех отдельных движений губами, языком и другими частями ротовой полости, которые необходимы для произношения разнообразных звуков, но вместе с тем неизбежно требовался большой ряд специальных навыков, достигаемых путем долговременного упражнения, для того, чтобы все эти части жевательного аппарата и двигательных органов вместе с гортанью приспособились для вызывания членораздельных звуков.

Обращаясь к вопросу о последовательном развитии речи, необходимо иметь в виду, что первоначальное издавание звуков, без сомнения, должно было быть чисто рефлекторным, а так как основными и более простыми звуками являются гласные, то мы и обсудим сначала происхождение гласных.

Ввиду рефлекторного характера многих гласных звуков их произношение первоначально должно было находиться в исключительной зависимости от физиологических состояний.

В этом отношении нужно принять во внимание, что издавание звуков и теперь служит выражением простого рефлекса. Так, стоны при физическом страдании обыкновенно выражаются звуком о, нередко со следующим за ним придыханием —ох. Речь идет в этом случае о таком прерывании выдыхательного движения, которое происходит при полуоткрытом рте и полурасслабленных голосовых связках, что соответствует общему расслаблению всей вообще двигательной сферы.

Звук а происходит как рефлекс вследствие внезапного сокращения грудных мышц и прорывающейся путем сильного выдыхания при раскрытом рте струи воздуха через отверстие голосовых связок; при этом и здесь рефлекс часто также сопровождается последовательным придыханием — ах, как это случается, например, при внезапном кожном раздражении резкого характера. Звук у происходит как рефлекс в виде прерванного колебанием связок выдыхания при слабо раскрытом рте, что случается при общем расслаблении мышц вслед за сильным физическим томлением. Точно так же и здесь за звуком у может последовать придыхательный звук — ух.

Надо заметить, что определенным изменением положения губ возможно произвести все вышеуказанные гласные без существенного изменения ширины раскрывания рта, но это уже намеренный или личный способ выполнения гласных, которые первично не нуждаются в движении губ.

Звуки э и ы требуют, как известно, определенного положения языка во рту, но тем не менее и эти звуки являются простыми рефлексами, возбуждаемыми при поперхивании и необходимости очищения гортани от посторонних продуктов. При этом звуки э и ы часто сопровождаются предшествующими придыхательным и кашлевым звуком в виде хэ или хы, чаще же кхэ или кхы. Еще в большей мере требуется участие языка в произношении мягких гласных: е, ё, и, я, ю. В силу этого рассматриваемые гласные являются лишь производными от более основных гласных, обусловленными определенным положением языка. Их произношение является, таким образом, ближайшим видоизменением основных звуковых рефлексов, происходящим путем дальнейшего упражнения под влиянием известного смещения языка.

Что касается согласных звуков, то они представляются лишь дальнейшим осложнением гласных звуков с помощью дополнения их придыханием, направлением струи воздуха в нос, прерыванием звука определенным движением языка или определенным движением губ и т. п. Они, таким образом, не имеют самостоятельного значения и развивались, как надо думать, в большинстве случаев только в связи с гласными в виде более или менее простых, а затем и более сложных слогов.

Что в происхождении согласных не без значения оказываются также простые рефлекторные движения, показывает, например, звук брр, являющийся выдыхательным рефлексом при общем дрожании тела от холода.

Точно так же есть много оснований полагать, что и некоторые другие согласные звуки в связи с гласными, то есть в виде слогов, развивались также частью в виде рефлекса. К простым рефлексам можно отнести, например, звук фу как результат рефлекторного отдувания противного запаха; звук тьфу как результат отплевывания с отдуванием; звуки ха, га, хо, го, гу, ху, хэ, хи как результат предварительного придыхания при простых звуковых рефлексах; а звуки ах, ох, ух, эх, их, как результат последовательного придыхания при тех же рефлексах или в звуках иш, исс как результат последовательного смягченного особым положением языка и сближением зубов придыхательного движения; звуки ка, ко и ку как результат откашливания; звук гм как результат рефлекторного продувания носа и т. п.

Равным образом такие звуки, как мама, развились, вероятно, в виде рефлекса же, так как вышеуказанный звук естественно происходит, когда сосущий ребенок внезапно открывает рот для крика, а звуки ам происходят рефлекторно, когда кричащий ребенок захватывает грудь матери. Точно так же и звук ну происходит наподобие рефлекса, так как при физическом усилии, сопровождающемся плотным закрыванием рта и придавливанием языка к нёбу, этот звук как бы сам собою выдавливается изо рта. Точно таким же образом путем рефлекса возникли, очевидно, и звуки ба и па, так как эти звуки производятся при рефлекторном выдыхательном движении при сомкнутых губах, что наблюдается, например, при усталости.

Из вышеуказанного очевидно, что путем простого рефлекса образуются не только гласные звуки, но и многие из слогов с участием разнообразных согласных звуков.

4. Филогенетическое развитие человека и речь

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

Первой потребностью, возникшей не вследствие изменения окружающей предка человека действительности, а в результате присвоения продуктов природы с помощью орудий, первой человеческой потребностью была потребность в совершенствовании орудий. Эта потребность остается постоянной потребностью трудовой деятельности человека. И именно ее удовлетворение все в большей степени превращает человека во властелина природы.

Совершенствование орудий привело к развитию методов присвоения продуктов природы и к развитию самого человека, расширению круга присваиваемых продуктов, к изменению способа их потребления, короче - к изменению потребления. Последнее изменило также и потребности человека.

Эта новая потребность - потребность в совершенствовании орудий (которые, одновременно, играли и роль оружия) делит весь мир звуковых сигналов, которыми обмениваются приматы на два больших класса:

Класс биологических звуковых сигналов: а) связанных с опасностью; б) связанных с наличием пищи; в) связанных с продолжением рода.

Класс - общественно-значимых звуковых сигналов, связанных с изготовлением и совершенствованием орудий.

Последний класс - и есть подлинный источник возникновения "человеческой речи", так как свойства орудий труда никак не связаны с классом биологических звуковых сигналов.

Происхождение человеческой речи, следующее или вытекающее из потребности совершенствования орудий труда, - до настоящего времени остается загадкой, как для философов, так и для филологов.

Возникновение самой человеческой речи - хотя это и был весьма длительный исторический процесс - прошло две стадии:

стадию создания названий свойств орудий, подлежащих совершенствованию;

стадию, когда совокупность свойства орудия объединяется в имя предмета, обладающего данным набором свойств.

Нетрудно видеть, что в этом объединении многих свойств в одно имя предмета и есть первый вид синтеза в человеческом разуме.

Эта последняя стадия является предпосылкой существования образа предмета, которого нет в поле зрения. Факт отдельного существования образов предметов, в некотором смысле не зависимого от присутствия предмета в поле зрения, и является труднейшей проблемой становления человеческой речи. Так возникает предпосылка становление смысла человеческой речи.

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.