Облигатное и факультативное поведение.

Облигатное научение обязательно для каждой особи вида, является доводкой видоспецифического поведения.  Результат обучения вполне укладывается в рамки видового стереотипа.  Если птица не научится петь как надо и строить гнездо, она не сможет привлечь партнёра.  Эйбе-Эйбесфельдт изучал охоту чёрного хорька – одинаковое поведение у всех.  “Смертельный укус” у кошачьих не заложен генетически, ему учатся в определённом возрасте в детстве, во время игрового периода.  У человека: ходьба, речь.

Факультативное научение – это опыт конкретной особи, т.е. индивидуализированный опыт. Обезьяны имитируют действия человека, особенно в домашней обстановке – это пример невидотипичного имитационного манипулирования.  Высшее проявление факультативного имитационного научение – решение задач путём подражания.  Навык вырабатывается путём только созерцания особи.  У человека иностранный язык – уже факультативное научение.

Взаимная стимуляция - аллеломиметическое поведение,  при котором выполнение видотипичных действий одними животным является побуждающим фактором для других. Последние в результате начинают выполнять такие же действия.

Научение путем подражания заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных.

Облигатное имитационное научение является также важным элементом реакции следования и распознавания молодыми млекопитающими пищевых объектов. Путем облигатного имитационного научения молодые животные накапливают опыт в гнездостроении у птиц.

Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного стимулирования.

К стимуляции видотипичного поведения относится и стимуляции видотипичной акустической сигнализации.  К видотипичному имитационному подражанию относится,  в частности, освоение птенцами видотипичных звуков путем подражания пения взрослым особей.

Аллеломиметическое поведение изучается путем раздельного обучения изолированных друг от друга животных, которые затем сводятся вместе.

Имитационное научение - животные с самого начала общаются между собой. Одна особь выполняет при этом роль "актера",  т.е. обучается экспериментатором за соответствующее вознаграждение на виду у других особей - "зрителей". Если в результате последние без собственных упражнений и подкрепления вследствие одних лишь наблюдений за действиями "актера" также научаются решать поставленную ему задачу, то можно говорить о факультативном имитационном научении.